Найти в Дзене
Изелин

58. Будни школьного экстрима. Часть 1

Когда смотришь на дела давно минувших дней с позиции приобретенного житейского опыта и возраста, то замечаешь, как часто в тот период происходило переплетение закономерного и случайного, повлиявшего на твое формирование.

События государственного и мирового масштаба прямо или косвенно вторгались в твою личную жизнь и так или иначе воздействовали на тебя, хотя ты даже не подозревал об этом.

Последняя в истории СССР реформа школьного образования 1986 года, ознаменовавшаяся переходом к 11-летнему обучению, накрыла нашу школу экспериментальной волной. И пик этого эксперимента пришёлся на мой 5-й класс: к нам присоединили восьмилетнюю школу, потерявшую свою самостоятельность.

В результате вместо трёх у нас появились пять классов, с литерами "Г" и "Д", и вместе с учениками к нам пришли учителя из той школы, которых, однако, все равно не хватало на весь контингент.

А наша любимая учительница по русскому языку перешла в другую школу завучем. Она была прекрасным человеком и очень сильным литератором, применявшим индивидуальный подход к нашей разношерстной компании. Она никогда не кричала и не унижала нас, если у кого-то не получалось сразу правильно выполнить задание.

Благодаря ей я начала запоем читать книги, которые она рекомендовала для внеклассного чтения. И когда она задавала темы для сочинений, я с удовольствием их писала и даже стали получать хорошие оценки.

Она любила зачитывать вслух лучшие сочинения, и это вызывало у нас стремление писать грамотно и красиво, выражая правильно свои мысли. Среди нас общепризнанным талантом был мальчик, который запросто писал сочинения в стихах.

Она помогла мне легко запоминать наизусть стихи, что прежде мне практически не давалось, и не стесняться работать у доски. Я научилась делать доклады и даже полюбила выступать с политинформацией.

- Все, о чем мне говорила классная после провала на экзамене по истории, я смогла исправить именно под влиянием любимой учительницы. Естественно, ее уход я переживала очень болезненно, сожалея, что судьба развела меня с таким великолепным педагогом.

Школьная жизнь, в принципе, не отличается спокойствием и размеренностью: нет-нет да случится нечто эдакое, отчего то и дело она превращается в бурлящий, кипящий и невероятно шумный поток. Слияние с чужим коллективом не прошло для нас даром.

Поначалу мы привыкали к посторонним, так сказать, «притирались» к новой обстановке и людям, понемногу узнавали новичков: кто они, чем увлекаются, какие у них семьи, взгляды на жизнь и характер, что помогало избегать конфликтных ситуаций с ними.

И когда первые впечатления улеглись, мы постепенно стали запоминать имена новых учителей, которым удалось влиться в наш коллектив.

С учетом того, что в первой половине года шла бесконечная чехарда студентов-практикантов, которые менялись слишком часто, мы подчас не успевали записать их имя-отчество, как назавтра в класс входили другие.

Тем не менее, одна из «гастролерш», проходившая у нас практику второй год, запомнилась особо. - Небольшого росточка, круглолицая, с нижней челюстью испанской династии Бурбонов, которым во время непогоды в рот попадал дождь, она имела такую дикцию, словно ее рот постоянно был полон каши. А потому понять ее речь без переводчика было весьма проблематично...

Мы просто не понимали ее слов, поскольку было не разобрать, что она хотела сказать. Наше терпение иссякло, и мы стали просто издеваться над ней. На ее уроках мы хохотали до спазм в желудке.

-2

Первое время она пыталась тоже смеяться в ответ, но нервы у нее сдали и она начинала злиться и психовать, кричать же у неё не получалась, отчего нам становилось ещё веселее. И ей, бедолаге, ничего другого не оставалась как убегать с урока, хлопнув дверью.

В таких случаях взрослые склонны обвинять подростков в жестокости и безжалостности, но, на мой взгляд, дело было не в нас, а в самой практикантке, переоценившей свои возможности.

Есть в профессии педагога нечто от актерского искусства: у доски ты – артист, и твой урок - это театр одного актера. И оттого, как ты выглядишь, от твоего умения устанавливать контакт с аудиторией, зависит, быть ли тебе клоуном вроде Вячеслава Полунина, либо драматическим артистом, как Смоктуновский в роли Гамлета.

А учитель с дефектами речи, - это полный нонсенс! И как мне ни жаль по –человечески ту девушку сейчас, с позиций возраста, я все равно считаю, что ее проблема заключалась в отсутствии критичного взгляда на себя со стороны, чтобы признаться, что работа в школе ей не подходит. Надеюсь, она нашла свою нишу в жизни и стала по-своему счастливой за пределами учебного заведения.

Пытались нам после той бедняжки других учителей поставить, но почему-то они у нас не задерживались. Жаль, но один из основных предметов остался у нас со свободной вакансией, рикошетом изуродовав нам пустотелый и бестолковый мозг на долгие годы!

Первое время, когда к нам присоединили восьмилетку, в школе царил настоящий хаос, то и дело между нами происходили стычки.

Администрация никак не могла навести порядок, но в конце концов выход был найден в совместных дежурствах по школе. Каждый класс отвечал за порядок и дисциплину на своём участке на уроках и во время перемен.

Дежурных по школе официально снимали с занятий и за короткий период был восстановлен мир и учебный процесс. Минус в дежурствах для нас был один: после уроков нас оставляли мыть полы в коридорах.

-3

От этой работы мы, конечно, старались отлынивать. Но в каждом классе появились старосты, которых мы сами выбирали. Староста вел журнал посещаемости и распределял дежурства по классу и по школе.

С него же потом был спрос если, что случалось не так. Помимо дежурств нас загрузили внеклассной работой: сбор макулатуры и металлолома был уже не актуален, поэтому нас приобщили к «Тимуровской» работе.

На классы распределяли ветеранов ВОВ и мы ходили по адресам, помогая убираться, ходили за продуктами в магазины или просто должны были навещать их для моральной поддержки. Но это движение сошло на нет с началом Перестройки, изменившей многое в стране и в школе.

Нам добавили часы по физкультуре, объем предметов для сдачи годовых экзаменов, заодно увеличили большую перемену, за которую мы успевали сходить через дорогу в булочную, а мальчишки успевали даже поиграть в футбол.

В результате однажды зимой мой одноклассник умудрился отморозить уши, не заметив признаков обморожения во время игры. Когда он появился в классе, мы, увидев его припухшие и покрасневшие уши, рассмеялись, не понимая серьезности последствий обморожения. Пацану же было не до смеха. Позднее ему пришлось долго лечиться, а нам после этого случая запретили играть на переменах на улице.

В тот год у нас ежемесячно начались общешкольные дискотеки в актовом зале, а наш класс стал проводить свои вечера, где мы поздравляли друзей с днем рождения. На эти торжества девчонки старались приходить в красивой одежде. Но у меня не была таких нарядов, потому что я донашивала вещи, достававшиеся мне от двоюродных сестер, поэтому я часто пропускала такие мероприятия, а если и приходила, то чувствовала себя Золушкой…

____________________________________________

С вами была Елена и мой канал Изелин.

Подписывайтесь!

Ссылки на мои предыдущие публикации:

1.Спецназ детей-индиго

55. Чудо – историк или опорные конспекты Шаталова

56. Первая гендерная революция 5-го "В"

57. Мое спортивное счастье

_________________________________________________

Подписывайтесь на канал «Изелин» и делитесь своими мыслями в комментариях и в социальных сетях.

За помощь в продвижении моего канала в социальных сетях буду всем вам очень признательна!

Если статья вам понравилась, буду благодарна за лайк