Найти тему
Анастасия Миронова

Лавина литературных курсов: неужели все хотят стать писателями или литературоведами?

Ни дня не проходит, чтобы Фейсбук не показал мне рекламу очередных литературных курсов. Или учат писать, или - читать. Вы заметили? В стране случился бум всевозможных гуманитарных курсов, занятий. И преимущественно почему-то все обратились к писательскому мастерству. Вероятно, два фактора: с одной стороны, много пишущих людей остались без заработков, с другой - людей манит дешевизна входа в профессию, ведь кажется, что, дабы стать писателем, нужен только компьютер, электричество, а то и просто телефон.

Году к 2019 у нас во всех крупных городах было минимум по одной школе литературного мастерства, а в Москве - с десяток. И это оказалось только началом, потому сейчас случился уже какой-то неприличный бум. Реклама писательских курсов идет отовсюду, сплошным шквалом. Кто только эти курсы ни ведет. Совершенно неизвестные люди предлагают быстро и недорого научить доверчивых граждан писать рассказы, стихи и даже романы. При этом в рекламных проспектах умалчивается, почему сами уважаемые педагоги не заработали своим мастерством себе известности даже на 500 подписчиков.

А если человек обладает хоть какой-то литературной известностью, он преподает сразу в нескольких школах и при этом ведет авторские курсы.

Вот поэт Алла Горбунова обучает конкурентов прозе. Скриншот из Фейсбука
Вот поэт Алла Горбунова обучает конкурентов прозе. Скриншот из Фейсбука

Я вижу, что ведут их и те, кто вообще не добился хоть каки-то успехов в литературе. Есть примеры, когда совершенно странные люди берутся учить доверчивых охотников за писательской славой.

Но поговорить я хотела не об этом. Что кругом учат на "писателей", мы уже заметили и к этому успели привыкли, теперь уже и в регионах есть такие семинары. Это ладно. Это свидетельствует о небывалом выбрасывании в никуда толпы гуманитариев, которым просто нечего есть. И они придумывают все новые курсы.

С 2020 года пошел шквал предложений уже по обучению мемуаристики, нон-фикшн, художественному переводу, сценарному делу. Потому что еще больше пишущего народа были брошены в пучину несчастий без всяких средств к существованию. Само по себе появление в стране тысяч слушателей литературных курсов хорошо, но только в России тьма безработных дипломированных специалистов по художественному переводу и сценарному мастерству - те, кто окончит эти курсы, не смогут с ними конкурировать. Я понимаю, зачем эти курсы открывают. Я не понимаю, чего ждут от них слушатели. Что они станут великими писателями и переводчиками?

Потом я встретила рекламу курса по книжной журналистике. Это меня очень насторожило: кому у нас нужны книжные журналисты? В стране полно критиков и редакторов с докторскими степенями по литературоведению, все они сидят без дела, работы и денег. Зачем кому-то платить за онлайн-курсы книжных обзоров? Что это вообще?

Тут, правда, не курс, а семинар, но тоже интересный симптом. Скриншот из Фейсбука
Тут, правда, не курс, а семинар, но тоже интересный симптом. Скриншот из Фейсбука

Но самое удивительное началось примерно с конца минувшего года, когда интернет заполонили курсы литературоведения, истории и теории литературы. Я встретила один раз такую рекламу, второй... Потом поняла, что дела в гуманитарном секторе совсем швах. Судите сами. Листайте: это лишь небольшая подборка рекламы, встреченной мною в последние дни

Вот, например, люди за 12 часов "академической работы" предлагают освоить то, что большинство моих одногруппников не смогло осилить за пять лет очного филфака. А уж отличать хорошие произведения от посредственных не могут часто и доктора литературоведения.

Предложение купить 114 часов лекций по литературоведению. Скриншот из Фейсбука
Предложение купить 114 часов лекций по литературоведению. Скриншот из Фейсбука

Здесь - более трезвый взгляд на вопрос. 114 часов информации! Практика 20 часов. Однако надо понимать, что 114 эти часов - просто скопление записей лекций, которые будущий литературовед должен освоить сам.

Да и зачем вообще нам столько литературоведов? Где эти люди, которые сидят во взрослом возрасте и мечтают профессионально разбираться в литературе? Вообще, литературоведение - такая своеобразная специальность, обычно никто не выбирает ее в качестве второй, потому что если человек ощущает в себе потребность заниматься изучением литературы, он ее чувствует сразу и к поступлению в университет уже знает, куда его тянет. В крайнем случае, курсе на втором он бросает неверно выбранное направление и идет заниматься литературоведением. Потом - поздно. Слишком много надо читать.

Неприятная сторона профессия: литераторы пишут быстрее, чем успевает разбирать литературовед, и еще до рождения литературоведа написали тьму того, что литературовед никогда не прочитает, а ведь для него еще пишут современники

Я литературовед. У меня красный диплом. Я училась много лет. Меня учили профессора, занимавшиеся литературоведением порой по 65 лет. И никто из них никогда не сказал, что научился разбираться в литературе. И уж, конечно, им бы не пришло в голову, что можно за 12 часов сделать из человека литературоведа.

Да и зачем? Как не нужны в мире, где есть десятки миллионов не очень устроенных выпускников технических вузов, программисты с двухмесячными курсами за плечами, так не нужны здесь и литературоведы с 12-20 часами занятий. Литературоведов вообще нужно мало. Минимум, чтобы обеспечивать передачу культуры из поколения в поколение. И они справятся без коллег, которые за двенадцать часов выучились по Зуму.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Подписаться