Связь Франции с Ближним Востоком долгая и сложная, восходящая к кампании Наполеона Бонапарта в Египте и Сирии (1798–1801). Его Arméed'Orient продвинулся до города Акко (сегодня Акко на севере Израиля), прежде чем отступить обратно в Египет, где был разбит на поле боя объединенными англо-турецкими войсками.
Несмотря на провал кампании, она оказала долгосрочное влияние на Египет. Правящий султанат мамелюков в Каире никогда не возвращал себе полный контроль над регионом. В результате вакуума власти Османская империя (которая управляла Египтом через мамлюков с 16 века) направила свежие силы для восстановления порядка во главе с албанским генералом по имени Мухаммед Али. За несколько коротких лет Мухаммед Али устранил последние остатки контроля мамелюков и стал правителем нового Египта.
Технически, все еще оставаясь вассалом османов, Мухаммед Али был возведен в ранг паши, но принял самопровозглашенный титул «Хедив» (примерно переводится: «Наместник»). При Мухаммеде Али-паше и его преемниках, получивших этот титул, Египет превратился в автономное подчиненное государство Османской империи, несмотря на серию коротких войн со своим бывшим хозяином.
При этих новых правителях Египетский хедиват быстро модернизировал свою армию. Это включало использование униформы и оборудования в европейском стиле.
Среди подразделений, подвергшихся быстрой модернизации, был zırhlısüvarialayı (бронекавалерийский полк), известный как «Железные люди». В середине 18 века это подразделение, которое служило телохранителем вождей Мамулка, напоминало османского конного всадника 16–17 веков, в кольчуге, круглом щите и шлеме в индо-персидском стиле. Последние вдохновили кожаные пикельхаубены (шлемы с шипами), появившиеся в России и Пруссии в середине XIX века.
ШЛЕМ ХЕДИВНОЙ ГВАРДИИ
При Хедивате эти Железные люди отказались от кольчуги, поскольку она была в значительной степени непрактичной на современном поле битвы 19 века. Вместо этого они были одеты в униформу, напоминающую европейский кирасир, с металлическими нагрудными пластинами и тяжелыми шлемами кавалерийского типа. В результате произошла встреча востока и запада, и нигде это не было так заметно, как в стальных шлемах телохранителей хедива.
Изготовленный во Франции, корпус этого шлема имел изогнутый задний козырек по образцу европейских драгунов и кирасиров. Он имеет защиту для носа, которая имеет сходство с европейскими шлемами Zischagge или «омаровым хвостом» 17-го века и является пережитком более раннего шлема в османском стиле. Этот носовой щиток был разработан, чтобы имитировать летящую стрелу, в то время как фиксирующий винт на передней части имел тиснение в виде пятиконечной звезды.
Цепи для подбородка в европейском стиле кавалерии на каждой стороне шлема прикреплены дисками, которые также украшены выпуклыми звездами. Каждый из них представляет пять столпов ислама. В отличие от европейских шлемов той эпохи, кольчужный занавес использовался в церемониальных целях. Он прикреплен к шлему с помощью восьми крючков из латунной проволоки внутри шлема. Это наиболее анахроничный элемент шлема, но он, вероятно, сохранит традиционный облик египетской военной мощи.
Вместо гребня или плюмажа, которые были распространены среди европейских шлемов той эпохи, на его вершине изображен мусульманский полумесяц. Во многих отношениях эти французские шлемы сохраняют внешний вид османских кавалерийских шлемов 17-го века, тем самым сохраняя связь с прошлым, вызывая более современный облик новой армии Хедивата.
Эти современные силы участвовали в боях во время британского вторжения, которое нанесло поражение египетским войскам в Тель-эль-Кебире в сентябре 1882 года, и снова во время последующего британского протектората Египта, когда так называемые Железные люди приняли участие в злополучном вторжении в Судан, в 1883 году и во время повторного завоевания Судана в 1896 году. По сравнению с одетыми в хаки британскими солдатами, участвовавшими в последней кампании, Хедивская гвардия, возможно, казалась анахронизмом, но следует помнить, что французы и Немецкая кавалерия вступала в бой в униформе, которая, казалось, была неуместна на начальных этапах Первой мировой войны менее 20 лет спустя.
Вскоре после начала Первой мировой войны Хедиват был официально упразднен в ноябре 1914 года, и британцы официально провозгласили новый султанат Египта. С этим шагом (который был не более чем политическим упражнением, направленным на то, чтобы египтяне остались на стороне союзников вместо того, чтобы присоединиться к османам), телохранитель Хедиват был распущен, и таким образом прошла эпоха Железных людей и их уникальных головных уборов.
Шлем стража Каджаров
В конце 18 века Персия перешла под контроль Мохаммад-хана Каджара. Он основал династию Каджаров, просуществовавшую до 1925 года. При этих правителях она объединила земли и сформировала то, что в итоге стало современным Ираном.
Египет был не единственным, кто модернизировал свою армию и принял острый шлем в 19 веке. Развитие европейской униформы династии Оаджаров можно проследить до «первой французской миссии» 1807 года, а затем и от России, которая в разное время в течение столетия стремилась вступить в союз с Персией против британцев.
Несмотря на усилия по модернизации, персы по-прежнему сохранили мотив льва и солнца. Это восходит к вавилонской астрологии и другим ближневосточным традициям. Он также был связан с шиитским исламом. В эпоху Сефевидов лев и солнце олицетворяли два столпа общества - государство и исламскую религию. Он стал национальной эмблемой в эпоху Каджаров, а затем и в современном Иране до Исламской революции 1979 года.
Известно, что сегодня существует очень мало таких шако - отчасти потому, что они использовались недолго и ограничивались несколькими членами элитного офицерского корпуса. Сегодня один из сохранившихся образцов находится в коллекции Турецкого военного музея в Стамбуле. Помимо кивера с шипами, персы действительно использовали настоящий пикельхаубен в ограниченном количестве в 1890-х годах - вероятно, прусско-немецкого происхождения - прежде чем выбросить их ради еще более яркого головного убора.
Это был латунный шлем, имитирующий османскую феску, с искусственной кисточкой на спине. Хотя можно утверждать, что они чем-то напоминали меховые шапки в стиле калпаков, которые персы носили как часть зимней формы, мало что связывало этот настоящий шлем с каджарами или персами.
Латунные шлемы были произведены во Франции - вероятно, той же фирмой, которая производила шлемы египетской гвардии хедивов - и фактически предназначались для Египта! По причинам, потерянным временем, очень небольшое количество этих латунных шлемов было продано в Персию, где они использовались в качестве личного гвардейского шлема шаха.
Однако в шлеме есть лишь несколько проходных элементов, которые действительно можно считать персидскими. Примечательно, что он имеет двухдюймовые рельефные лепестки из цветочных лепестков, которые использовались на шлемах французских драгунов в конце 19 века, а также позолоченную латунную рельефную кайму с рисунком «ленточный лук» вдоль нижней части шлема. Шлемы изначально были оснащены египетскими пластинами, но они были удалены и заменены львом Каджара и солнечной пластиной. Полумесяц с семиконечной звездой (который ассоциируется с исламом в более общем смысле) украшает верхнюю часть шлема. Шлемы, вероятно, использовались только в течение короткого периода, начиная с 1890-х годов и сняты с эксплуатации с падением Мохаммеда Али Шаха Каджара (не имеющего отношения к ранее упомянутому Мухаммеду Али-паше из Египта).
Сегодня происхождение и производители этих редких шлемов в значительной степени утеряны, за исключением того факта, что шлемы Khedive и Qajar были произведены во Франции. Что еще более важно, несколько сохранившихся примеров подчеркивают попытки этих стран модернизировать вооруженные силы, сохраняя при этом связь с прошлым - и все это в попытке оставить свой след в истории.