Не подумайте, что я любитель “падших” женщин (так переводится с итальянского la traviata ). Речь пойдет о другом, о нашем турне по оперным театрам Европы и России, где в последние полтора года ставили знаменитую оперу Джузеппе Верди “Травиата”.
Все началось в 2019 году. Помните известную шутку: “Опять хочу в Париж. В прошлом году хотел, и в этом хочу”. Много лет назад мы побывали проездом во французской столице, когда совершали на собственной машине вояж по Европе. Программа трех дней в Париже тогда была обширная, но одно важное дело мы не выполнили – побывать в Гранд Опера. И, вот, спустя много лет “опять хочу в Париж” превратилось в “летим в Париж”.
Для этого пришлось мониторить график продажи билетов в оперу, а именно, на конец сентября, когда у меня и у супруги был запланирован отпуск. И, о, чудо! Удалось добыть два билета в четвертый ряд партера, правда, на откидные кресла. Редкая удача, тем более на “Травиату”, одну из самых часто исполняемых и любимых опер.
Как известно, впервые она была поставлена в 1853 году в венецианском театре Ла Фениче по либретто на основе романа Александра Дюма “Дама с камелиями”.
Тогда опера провалилась. Исполнение было явно неудачным, певцам пришлось выступать в непривычной для них камерно-интимной опере. Но наиболее ожесточенные споры разгорелись вокруг содержания оперы, которое сочли непристойным. Большой дерзостью. с точки зрения буржуазной морали, посчитали появление на сцене куртизанки в качестве героини, также не могли простить Верди нарушение оперных традиций — выступление артистов в современных костюмах.
Но, спустя сотню лет “Травиата” утвердилась на сцене всех знаменитых театров мира, может ханжества у публики поубавилось, может мастерство вокалистов выросло.
Прямой авиабилет в Париж стоил дороже, чем через Неаполь. Поэтому мы решили заглянуть и туда, тем более, что… Правильно! В Сан-Карло, старинном оперном театре, тоже давали “Травиату”.
Так родилась мысль посмотреть разные постановки, сравнить режиссуру, послушать разных солистов.
Начать с Сан-Карло оказалось правильным решением - итальянская опера в итальянском театре со своей особой аурой. В XVIII веке Сан-Карло был самым большим театром Европы, вмещал 3825 человек. Правда, пожар 1816 года, поздние перестройки, бомбардировка Англией и США в 1943 и дальнейшая реконструкция сказались, теперь в зале могут находиться только 1386 зрителей.
В спектакле запомнилась возрастающая тревожность. Грустная увертюра со сценами постоянного мелкого дождя задала тон классической постановке. Трагический финал был неизбежен.
Все были на высоте – и сопрано Клаудиа Павоне, и тенор Антонио Поли, и хор. Разношерстная публика тепло приветствовала артистов и по окончании оккупировала многочисленные рестораны и кафе вокруг, тем более, что еще не было 8 часов вечера. Мы заранее забронировали места в рыбном ресторанчике, где за бокалом вина вспоминали лучшие моменты оперы, а потом по дороге в отель даже напевали.
Через неделю нас ждал Palais Garnier в Париже, или, как в России говорят, Гранд Опера.
Сделав дежурные фото на знаменитой лестнице, мы вошли в зал, где на потолке увидели расписанный в 1964 году Марком Шагалом плафон. Вся атмосфера как бы говорила, что Opera de Paris не закостенелое заведение. Дальнейший спектакль это подтвердил.
Мы не особо любим осовремененные постановки классических опер, но то, что мы увидели вскоре, и насторожило, и заворожило одновременно.
Поднялся занавес и перед нами открылся современный Париж. На сцене органично расположился мультимедийный экран (на котором в дальнейшем можно было читать смс-ки, которые посылали друг другу Виолетта и Альфред) и восточная закусочная Kebab , массовка органично дополняла картину.
Главную партию пела Pretty Yende , уроженка Южной Африки, с сильным голосом и внешностью современной парижанки. Альфреда Жермона играл Benjamin Bernheim, родившийся в Париже и за последние 10 лет успевший спеть главные арии во многих театрах мира.
Действие протекало стремительно, а когда хор в образе наркоманов, геев, трансвеститов, шутов исполнил знаменитых тореадоров и цыганок, зал взревел от восторга.
В финале Виолетта, умирая, не упала на кровать, а ушла по световому тоннелю в темноту. Красиво, печально, трагично!
Зал подождал несколько секунд и разразился аплодисментами, безусловно, эта постановка запомнится надолго.
По приезде в Москву мы взяли билеты и в родной Большой театр.
Что сказать про эту “Травиату”? Одно слово большими буквами – КЛАССИКА.
Декорации великолепные, костюмы классические. Настоящая карета с запряженной лошадью во втором действии вызвала фурор в зале.
В операх Верди много номеров для хора. Здесь все было, как надо. И тореадоры мощные, и цыганки игривые.
Альбина Шагимуратова и Пене Пати были на высоте, как и Эльчин Азизов в роли Жоржа Жермона, его баритон запомнился.
Через две недели мы увидели уже другую “Травиату”. Режиссер Геликон-оперы решил изобразить Виолетту не дамой полусвета, а Красоткой из известного фильма. Некоторые сцены были на грани фола, но актерский талант Ирины Окниной помог сгладить шероховатости сюжета.
Сценические решения также обеднили постановку, эдакий “квартирник”, весь объем сцены мало использовался.
Отмечу зал в Геликон-опере, отовсюду хорошо видно и слышно. Очень уютно!
А, вот, следующее посещение знаменитой оперы, уже в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, нам не запомнилось. Наверно, мы просто не любим новое здание Мариинки, там не возникает чувство восторга от посещения театра.
Было несколько красивых сцен, например, Виолетта и Альфред в лодке, но, даже сопрано Оксаны Шиловой не спасло ситуацию.
Мы надеялись, что в Лондоне в Ковент-Гарден, куда у нас уже были готовы билеты на март и визы британские получены, все будет по-другому. Но за две недели до спектакля закрылись границы из-за Covid -19, театр вернул деньги, бронь гостиницы отменили, Аэрофлот выдал ваучеры на билеты. Жаль, очень жаль, это была бы “ вишенка на торте ”.
В 2021, когда снова открылись театры, мы посетили Новую оперу в саду Эрмитаж в Москве. Ну, что сказать? Твердое последнее место, хотя молодые артисты очень старались. Постановка современная только по костюмам, никаких откровений мы не обнаружили. А уж отсутствие хора тореадоров и цыганок просто нас разочаровало. Оказывается, поговорка “из песни слова не выкинешь” не всегда верна.
Все, "Травиатомания" закончилась, может "Трубадуроманию" продолжить?
“Трубадур” c Анной Нетребко в июне 2019 на Арене де Верона очень запомнился, надо бы сравнить с другими постановками.
Фото из спектаклей позаимствованы с официальных сайтов театров.