Найти тему

Почему достопочтенный Али не вернул Фадак его хозяевам во время пребывания на посту халифа?

Почему достопочтенный Али не вернул Фадак его хозяевам во время пребывания на посту халифа?
Почему достопочтенный Али не вернул Фадак его хозяевам во время пребывания на посту халифа?

Если подумать над тем, зачем Абу Бакр насильно забрал финиковую рощу Фадака, тогда почему, занимая пост халифа, несмотря на все имевшиеся у него возможности, Достопочтенный Али (АС) не передал эту финиковую рощу Достопочтнным Хасану и Хусейну? Почему он не изменил того, что сделали первые три халифа?

Суннитские ученые истолковывали тот факт, что будучи халифом Достопочтенный Али (АС) не изменил решения первых трех халифов, как доказательство того, что Абу Бакр был полностью прав в вопросе Фадака.

Утверждение «Абу Бакр присвоил наследство Фатимы (АС)»:

Суннитские ученые полностью отрицают это утверждение.

Имам аз-Захаби пишет следующее в своем опровержении, написанном в ответ на труды Мутаххара:

«Вышеприведенным хадисом земли Фадака стали исключением из общего повеления, выраженного в аяте, посвященном наследству (сура «ан-Ниса», аят 11). Точно так же исключением из этого аята являются неверующие, совершившие преднамеренное убийство и рабы, которые не могут получить наследство.

Более того, Абу Бакр и Умар в нескольких случаях отдали Достопочтенному Али (АС) и его детям имущество, доставшееся им в наследство от Посланника Аллаха (САВ). Кроме того, Достопочтенный Умар передал наследство Посланника Аллаха (САВ) Али (АС) и Аббасу, чтобы они распоряжались им так же, как распоряжался Посланник Аллаха (САВ), и это отводит от Умара приписываемые ему наветы».

Этот имам, в частности, говорит: «Если бы Фатима (АС) овладела участком в Фадаке через наследство, это сделало бы недействительным дарение, а если бы он был ей подарен, тогда недействительным было бы наследование. Если бы это дарение имело место во время болезни Посланника Аллаха (САВ), то он пречист от того, чтобы советовать кому-то больше, чем он того заслуживает. Если он подарил этот участок, будучи в здравии, тогда он должен был бы передать его тогда же».

Как Ахль аль-Бейт и мусульманам мог быть неизвестен тот факт, что Посланник Аллаха (САВ) подарил участок Фадак Фатиме (АС), в то время как о нем знали только Умм Айман и Али?

Это утверждения некоторых суннитских ученых. В ответ на это ученые Ахль аль-Бейт говорят: «Это утверждение не более, чем клевета на Фатиму (АС), потому что аятами и хадисами подтверждается непорочность Фатимы (АС) и ее особое положение перед Аллахом.

Приведем из хадисов примеры того, что Фатима (АС) была чиста и далека от всякой скверны:

Имеется следующее повествование, переданное от Ваили б. Аска:

«Я пришел к Фатиме (АС) и спросил ее о том, где находится Али (АС). Она ответила: «Он пошел к Посланнику Аллаха (САВ)». Я стал его ждать. Вдруг явился Посланник Аллаха (САВ). Вместе с ним были Али (АС), Хасан (АС) и Хусейн (АС). Достопочтенный Пророк и Достопочтенный Али держали за руки Хасана и Хусейна. Пророк подозвал к себе Али и Фатиму и посадил к себе на колени Хасана и Хусейна. Он накрыл их своей одеждой и произнес следующую мольбу: «О Аллах! Это обитатели моего дома (Ахль аль-Бейт). Отдали от них всякую скверну и очисть их полным очищением»[1] .

Посланник Аллаха (САВ) сказал следующее о Фатиме (АС):

«Всевышний настолько наполнил верой сердце и члены моей дочери Фатимы, что она оберегает себя от всяких занятий ради покорности Аллаху»[2] .

Достопочтенная Фатима настолько посвятила себя Аллаху, что не могла даже помыслить о лжи, не говоря уже о том, чтобы лгать ради богатства этого мира.

С этой точки зрения, клевета на нее противоречит ниспосланным о ней аятам. В каком-то смысле, это даже означает отрицание аятов. Это противоречит хадисам, сунне и всему, что говорил о ней Посланник Аллаха (САВ).

Тот факт, что после всей ее борьбы Достопочтенная Фатима (АС) вдруг предпочла молчание, истолковывается некоторыми суннитскими учеными как ее согласие с вынесенным в отношении ее постановлением.

В ответ на это некоторые представители ученых Ахль аль-Бейт выдвигают следующие аргументы: иногда жертва несправедливости вынуждена молчать, чтобы сохранить свое достоинство перед лицом врага, поскольку притеснитель обладает силой.

Угнетенная Фатима (АС), несомненно, не была ими довольна, к тому же, она покинула этот мир, будучи в обиде на них. По этому поводу в качестве примера можно привести следующее предание, переданное суннитскими учеными аль-Бухари и Муслимом: «Фатима (АС) была разгневана на Абу Бакра; избегала его и не разговаривала с ним вплоть до самой смерти»[3] .

Хадис, переданный Абу Бакром:

Ибн аль-Мутаххар говорит: «Абу Бакр не дал Фатиме ее наследство. В этом вопросе он опирался на хадис, переданный лишь им самим, и лишил Фатиму (АС) ее наследства. Для нее дозволенна милостыня. Абу Бакр сделал это, опираясь на хадис: «Пророки не оставляют в наследство дирхемов или динаров. Оставляемое ими наследство – это лишь знание», в то время как он противоречит букве Корана, потому что Аллах сказал: ««Аллах завещает вам относительно детей ваших, чтобы вы давали сыну часть, равную части двух дочерей»[4] .

Эта заповедь носит общий характер и опровергает смысл переданного хадиса. В других аятах сказано следующее:

«Сулейман наследовал Дауду» (сура «Ан-Намль», аят 16).

«Даруй же мне наследника Своей милостью, который наследует и мне, и роду Йа'куба, и сделай его, Господи, угодным [Тебе]". (сура «Марьям», аяты 5-6).

Что говорят ученые Ахль аль-Бейт по поводу того, почему Достопочтенный Али не изменил положения Фадака, будучи халифом?

Ученые Ахль аль-Бейт объясняют тот факт, что Достопочтенный Али (АС) не поступил иначе в вопросе Фадака, тремя вещами:

1) Ахль аль-Бейт не берут обратно отобранное у них имущество. К тому же, Посланник Аллаха (САВ) после завоевания Мекки не вернул некогда отобранный у него дом.

2) Достопочтенный Али (АС), как и Фатима (АС), ничего не взял в Фадаке. Отказ от возвращения себе садов Фадака был обусловлен такиййей.

3) Чтобы поступить подобным образом, Достопочтенный Али должен был быть иметь абсолютную свободу действий, но происходившие на тот момент события не позволили ему поступить по-другому.

Др. Хайдар Баш

[1] Ахмад б Ханбаль, Муснад, т. 4, с. 107.

[2] Бихар аль-анвар, т. 43, с. 46.

[3] Пешаварские ночи, с. 57.

[4] Сура «Ан-Ниса», аят 11.

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"

Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"

Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"