Практически на каждом уроке учителя знакомят учеников с новыми терминами и понятиями. Для отработки понятий можно использовать приём "Паучок" и несколько вариантов игр, основанных на нём.
Приём "Паучок"
"Паучок" - это небольшая структурно-логическая схема. В центре её располагается овал, в котором написано понятие (термин). От овала отходят "лапки паучка" - стрелки. Учитель предлагает ученикам рядом с каждой "лапкой" написать ключевые понятия, которые характеризуют основное слово.
"Паучков" используют для устной связной речи, характеристики понятий. "Паучка" можно использовать как небольшой элемент урока при фронтальной работе, а можно легко превратить в игру. Играть в неё нужно парами.
Вариант 1. "Паучок-врунишка"
Каждый ученик в паре рисует на листочке своего "паучка", пишет на его "лапках" ассоциации, намеренно делая 1-2 ошибки. Затем ученики в паре обмениваются листочками и исправляют ошибки. В конце игры дети в своей паре обсуждают результаты.
Вариант 2. "Паучок-соревнование"
На пару выдается 1 листочек с "паучком". Ученики по очереди пишут на "лапках" слова, раскрывающие смысл термина, используя при этом и основную, и вспомогательную информацию. В этом случае "лапок" у "паучка" может быть много. Соревнование продолжается до тех пор, пока один из пары не "сдастся".
Вариант 3. "НЕДОпаучок"
Каждый ученик в паре рисует своего "паучка" с определенным количеством "лапок". На некоторых "лапках" дети пишут сведения о понятии дети, а остальные "лапки" оставляют пустыми. Затем ученики обмениваются своими "недопаучками" и заполняют пустые "лапки". После этого проводят обсуждение.
Вариант 4 "Перепутавшиеся паучки"
Для этого варианта игры учитель готовит "паучков" сам. Каждая пара получает лист с 2-3 паучками. К каждому понятию уже написаны ключевые слова, но они "перепутались", то есть частично информация об одном понятии оказалась у другого "паучка". Ученикам надо навести порядок и поменять местами перепутавшиеся сведения.
В конце каждой игры ученики в парах, используя своих паучков, рассказывают друг другу о заданных понятиях, таким образом обобщая всю проделанную работу и одновременно отрабатывая навыки устного развернутого высказывания.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".