Найти тему
Одинокий странник

От путешествий - к созданию авторских туров. Часть 4. Транспорт.

Продолжаю рассказывать о собственном опыте, как я начал организовывать авторские туры. Предыдущая часть про гостиницы - здесь.

Вторая важнейшая составляющая часть любого путешествия, как по затратам, так и по впечатлениям. Длинный утомительный переезд для неподготовленных людей может испортить им всю поездку, и они уже будут не готовы к предложенной вами активной, тщательно продуманной программе, а недобор туристов в заранее предоплаченный автобус может сделать ваш тур из прибыльного - убыточным.

На таком транспорте приходится передвигаться по части Горного Алтая. Каракольские озёра, июль 2020
На таком транспорте приходится передвигаться по части Горного Алтая. Каракольские озёра, июль 2020

Итак, на чём проводить тур - главный и первый вопрос для любого, кто задумал начать это делать, для этого надо ответить себе на два вопроса: свой транспорт, или наёмный и на сколько человек рассчитан тур.

1) Если ваша стратегия развития - начать возить маленькие группы, до 8-ми человек, на собственном минивэне, то здесь проще. Все ваши затраты на логистику сведутся к себестоимости бензина и обслуживания машины, вам не нужны ни гид, ни водитель, а значит за них не надо платить в гостиницах, столовых, плюс их зарплата. Риск недобора группы тоже минимален, 6-8 человек найти проще, чем 16-18, а безубыточность, как правило, достигается уже при 4-х туристах (финансовый вопрос подробнее разберу в следующей публикации).

Но есть и минусы, и существенные. Если вам ехать очень долго, и, например ночью, как, например, в большинстве туров из Томска (из которого часто приходится проводить туры мне), то ваши туристы худо-бедно выспятся в дороге, а вам после переезда ещё часов 12 предстоит провести с группой. Насколько вы будете бодры, чтобы, например, тут же возглавить восхождение на гору? Да и вести экскурсию, параллельно управляя автомобилем - если вы считаете это безопасным, то насколько это уважительно по отношению к туристам?

А с точки зрения развития бизнеса, есть ещё более существенный минус - узким местом, не дающим расти дальше станете Вы сами. Если у вас организованы туры на наёмном транспорте, налажена реклама, есть постоянные клиенты, вы можете найти наёмного гида на какие-то маршруты. А в случае, когда вы - и водитель, и гид, случись что - простуда, травма - вы ничего не сможете сделать, да и насколько туров Вас хватит?

Всё тоже самое касается арендованной машины без водителя, только затрат больше.

Поездка из Томска на горячий источник в Парабельском районе - это не только микроавтобус, но ещё и катер
Поездка из Томска на горячий источник в Парабельском районе - это не только микроавтобус, но ещё и катер

2) Если вы хотите возить средние группы, на собственном микроавтобусе, на 12-20 человек, и нанять водителя, то от одной головной боли вы избавляетесь (сидеть самому за рулём), но другую приобретаете: это уже организация пассажирских перевозок, которая жёстко регламентируется в нашей стране.

Если Вы - собственник автомобиля категории D, то ловите весь прилегающий ворох проблем и забот. Когда я ознакомился с полным перечнем требований, я понял, что или буду организовывать туры, или перевозки, одновременно на старте - почти не реально.

Для начала, автобус должен быть внесён в реестр Минтранса, а для этого, надо определиться и заключить договор с водителем, а для этого у вас должно быть ИП со всеми вытекающими (бухгалтерия, налоги и т.п.). Далее, у вас должен быть договор на стоянку (вы не можете парковать на ночь автобус у дома), на медицинское обслуживание (контроль водителей до и после поездки), на техническое обслуживание (технический контроль до и после выезда), и все эти процедуры надо проходить перед каждой поездкой, заполнять путевые листы и т.д. Да, многие обходят правила, но это - до первого несчастного случая, которых на дороге - уйма.

Кроме того, нужен тахограф и карточки на каждого водителя, чтобы соблюдать установленные жёсткие нормы: ехать не больше 4-х часов подряд, не больше 8-ми часов в день (можно 12 часов, но потом - большой отдых и т.д.), всё перечислять не буду, это ещё две статьи по размеру получится.

Наш микроавтобус, на котором проводим большинство туров
Наш микроавтобус, на котором проводим большинство туров

3) Следовательно, на старте, либо на втором этапе после собственного минивэна лучше всего вариант с наёмным автобусом/микроавтобусом.

С вас снимается весь ворох проблем и рисков, связанных с вождением и обслуживанием вашего авто, вы можете поспать в дороге ночью, или, в конце концов, торжественно выпить с туристами по бокалу шампанского на какой-нибудь красивой локации. Кроме того, если вы арендуете автобус в крупной компании, они придут на помощь, если автобус сломается, пришлют другой, а если едете на своём, то рассчитывайте только на себя.

Зато увеличиваются риски финансовые - вы платите за целый автобус фиксированную сумму, определённую собственником транспорта для вашего маршрута. Зачастую эта сумма - немалая, в однодневных поездках она будет главной составляющей себестоимости, в двухдневных может достигать половины общих затрат. Каждый не набранный в поездку пассажир - это не только недополученная прибыль, но и не компенсированные расходы на логистику.

Кроме того, если вы арендуете автобусы в транспортной компании, в каждом туре они могут оказаться разные: в одном - убитый Форд из бывших маршруток, в другом - комфортный Мерседес-Спринтер. Хорошо, если вы живёте в Питере, или Москве, где предложений - множество, и можно избежать аренды "убитого" автобуса, а вот в Томске, или Горно-Алтайске с этим гораздо сложнее - дадут, что есть. А ведь вам, кроме этого, желательно наличие в автобусе телевизора, микрофона, большого пространства для багажа (если микроавтобус - то, возможно, прицеп).

Ехать по Алтаю - одно удовольствие, постоянно хочется остановиться и фотографировать
Ехать по Алтаю - одно удовольствие, постоянно хочется остановиться и фотографировать

В итоге, разберём пример поездки на 1000 км на разных автомобилях:

  • арендованный микроавтобус на 17 пассажирских мест, например, Форд, или Фиат. Одно из мест занимаете Вы, остаётся 16 пассажиров. Средняя стоимость аренды - 30 рублей за км, плюс необходимость разместить водителя на ночлег (бывают разные условия - цена за км выше и заботы о водителе - не ваши, или цена за км ниже, но водителя надо ещё и кормить, я взял средний вариант). Итого, за 3-х дневный тур, вы истратите 30 руб.*1000 км +2000 ночлег = 32000. На 16 человек. То есть, 2000 рублей на человека

Как я предположил выше, ночлег обходится 2000 рублей на человека, логистика получилась ещё 2000, допустим, всякие активности составляют ещё 2000, и ваша предполагаемая прибыль - ещё 1000 рублей с человека. Итого, 3-х дневный тур стоит для туриста 7000 рублей. Ваша прибыль - 16000 рублей за этот тур, если будет полный комплект туристов.

Теперь давайте предположим, что вы не добрали двоих человек до полного автобуса. Вы недополучили не только по 1000 рублей прибыли, но и по 2000 рублей ожидаемой компенсации логистики, ваша прибыль с 14 человек будет уже 10000 рублей. С 12 человек - прибыль будет 4000 рублей. А 10 человек вы повезёте уже в минус

  • собственный минивэн, например, Хёндай Старекс, на 8 пассажиров, дизель, с расходом 10 литров на сотню, по 50 рублей за литр. Затраты на бензин обойдутся в 5000 рублей. Понятно, что так считать нельзя, есть ещё износ, да и надо что-то зарабатывать, но мы говорим о крайнем случае - недоборе туристов в ваших первых авторских турах.

При той же стоимости тура в 7000 рублей, и тех же 2000 рублей с человека на проживание и 2000 на активности, ваша прибыль составит 3000 рублей*8 человек минус 5000 на бензин, итого 19000 рублей (уже больше, чем в случае с микроавтобусом). При недоборе двух человек, то есть, при 6 пассажирах, вы заработаете 13000 рублей, при 4-х пассажирах - 7000 рублей, даже при двух участниках вы не будете в минусе. Для старта - неплохой вариант, да? Нет главного риска - не набрать группу. Но добавятся все сложности, перечисленные в первом пункте.

Таким образом, тем, кто хочет организовать свой собственный авторский тур, я вкратце рассказал про основные составляющие, а тем, кто путешествует с другими организаторами - объяснил, почему трансферы проходят так, а не иначе. В следующей статье я подведу финансовые итоги на примере одного из моих многодневных туров. Подписывайтесь на канал, я пишу не только об организации туров, но и обо всём, связанном с путешествиями: красивые места, гастрономический туризм, забавные случаи из поездок, лайфхаки и маршруты.