Привет, друзья!
Периодически (а скорее просто часто) встречаю под своими постами ваши комментарии о том, что неплохо было бы рассказать о истории ленинградского и петербургского трамвая. Как-никак одно время город Ленинград был мировым рекордсменом по длине трамвайных путей во всём мире - в конце 1980-х их протяженность составила более 600 км.
Сейчас величие подуменьшилось и от тех самых 600 километров остался лишь 231 километр трамвайной сети. Что, впрочем, позволяет Санкт-Петербургу оставаться на 4 месте в мире по этому показателю.
В общем, я решил сделать цикл о ленинградском трамвае, который мы потеряли. Если подобные посты вам понравятся - будем продолжать, а в пилотном выпуске я хочу рассказать вам о трамвайном кольце "Стремянная улица", которого больше нет.
Почему именно о нём? По факту это была совсем небольшая потеря - очень близко есть другое оборотное кольцо - через улицу Марата, Лиговский проспект и Свечной и Кузнечные переулки. Поэтому потеря этого участка сильно на трамвайную сеть не повлияла. Если бы не один факт - это был первый случай уничтожения трамвайных рельс в Петербурге 90-х. Ну а дальше - пошло поехало.
Итак, с 1929 по 1992 год в Центральном районе Петербурга существовало трамвайное кольцо, которое проходило по нескольким улицам (Колокольная улица - улица Марата - Стремянная улица - Дмитровский переулок). Здесь, в частности оборачивались 20,28 и 11 трамваи.
Сейчас же на этом самом месте ничего не напоминает о существовании трамвайных путей.
А вот трамвай 11 маршрута двигается по Дмитровскому переулку.
В 1992 году мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак выпустил приказ о ликвидации трамвайного кольца в связи со строительством гостиницы "Невский Палас Отель" (современная Коринтия). Якобы трамвайные пути мешали строительству отеля. Также поступали жалобы от местных жителей на то, что трамвай был слишком громким. Трамвайные пути в те годы действительно были сильно изношены.
Я постарался сделать современные фотографии в тех же ракурсах, что и исторические, чтобы вы смогли оценить изменения.
С одной стороны - если посмотреть на фотографии конечной станции в 1987 году то просто поражаешься тому, в каком состоянии было дорожное покрытие в центре города. Ох, не завидую я автомобилистам того времени.
А с другой стороны - сейчас Стремянная превратилась в одну большую парковку и за машинами теперь даже города не видно. Несмотря на то, что я закоренелый автомобилист - умом понимаю, что с этим нужно что-то делать.
Ещё один снимок с этого кольца - Колокольная улица.
Эта единственная улица здесь, на которой остались пути. Впрочем, регулярного трамвайного движения по ней нет - ветку используют лишь в служебных целях.
Если вам понравилась эта рубрика и вы хотите, чтобы я её продолжал - обязательно жмите на "палец вверх". Ну и любые пожелания, как всегда, принимаются в комментариях ;)
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ | МОЙ INSTAGRAM | МЕССЕНДЖЕР