Публикация #84
Сегодня будет рассказ о посещении дома купца Носова.
Василий Носов родился в семье купца-старообрядца, который вместе с братом Василием в 1829 году построил на берегу Хапиловского пруда небольшую фабрику, выпускавшую драдедамовые платки (в словаре XIX века драдедам определялся как «шерстяная ткань тоньше сукна и не так как оно прочная»)
1880 году было организовано «Промышленно-торговое товарищество мануфактур братьев Носовых».
Братья имели амбар в Большом Черкасском переулке (д. 11) и магазин в Лубянском пассаже (сейчас на этом месте стоит главный детский магазин - Центральный детский мир.)
На фабрике работало более 1 000 человек. Руководил делом к этому времени Владимир Дмитриевич Носов.
В семья Владимира Дмитриевича родилось семеро детей: сын Василий и шесть дочек — Екатерина, Варвара, Татьяна, Вера, Софья и Августа.
Когда младшей дочери, Августе, исполнилось 4 года, жена скоропостижно скончалась, но оставшись вдовцом, Василий Дмитриевич не стал искать себе новой хозяйки, а всецело посвятил себя семье.
Он без посторонней помощи, порой неумело и делая ошибки, все же сумел дать образование и воспитать всех своих детей. Так как среди этих детей был лишь один мальчик и шесть девочек, задача была для него, как для мужчины, особенно сложной.. Правда, старшие дочери до своего замужества помогали ему в этом деле, но все же главная забота лежала на нем.
В 1870-е он выкупил у купца Никиты Осиповича Жучкова, рядом с фабрикой, большое владение на углу Малой Семёновской и Лаврентьевской улиц с одноэтажным деревянным, на каменном фундаменте, зданием.
В 1902 году сын Василия Дмитриевича Носова, Василий Васильевич, женился на дочери старообрядца П.М. Рябушинского - Евфимии Павловне. Василий Дмитриевич отдал ему старый дом, разделил большой сад пополам и начал строить на своей половине сада новый дом. Проект нового деревянного особняка Носова был заказан одному из самых модных тогда в Москве архитекторов Л. Н. Кекушеву.
Лев Кекушев совершил строительство дома в самые кратчайшие сроки.
Нужно отдать должное купцу - он разрешил фотографам сделать только одно фото дома, и то, снаружи. Одно слово, старообрядец, не особо пускал кого-либо внутрь семьи. Я этим восхищаюсь.
Дом деревянный, выполнен в стиле модерн. Первоначально детали веранды были выкрашены в белый цвет, что придавало дому лёгкость и воздушность.
В годы жизни в доме прежних хозяев веранда не была застеклена.
Двери из дуба, деревянные панели в кабинетах достаточно хорошо сохранились, тем не менее за более чем 100-лет-ний срок их эксплуатации реставрация понадобилась и была проведена должным образом.
Первоначально стекла были обычными, сейчас на фото видны наклеенные витражи-пленки, оставшиеся после каких-то недавних съёмок в особняке.
В принципе, снять из можно в любое время.
Через дубовые двери попадаем в прихожую.
Конечно, не все сохранилось в первозданном виде, многое воссоздавалось по аналогам того времени.
Слева и справа также двери.
Через левую дверь мы попадаем приемную купца.
Пройдя через приемную, попадаем в большую столовую.
Сейчас здесь проводят различные мероприятия.
В столовой сохранился камин, украшенный изразцами из абрамцевской мастерской.
Мебель и посуда в столовой той эпохи, начала двадцатого века.
Сохранились двери в другие помещения.
А через большой дверной проем, на общем фото закрытый занавесом можно попасть на центральную лестницу дома, ведущую на второй этаж.
Мы же вернёмся в прихожую и пойдем по дому через правую дверь. Сразу за ней мы попадаем в кабинет хозяина.
Из сукна мануфактуры Носовых шили шинели для русской армии, а также тельняшки для морского флота.
В кабинете также сохранился камин. Всего в доме три камина. Именно этот вполне рабочий, при желании им можно воспользоваться по прямому назначению.
Раньше над камином висел гобелен. При реставрации его сняли. По объективным причинам теперь он висит в другом месте , а на место гобелена повесили зеркало.
Оконные задвижки воссозданы реставраторами по аналогам и сейчас функциональны.
Из кабинета попадаем в спальню. Спальный интерьер не сохранился. Комната очень светлая и солнечная.
А уже из спальни проходим в ванную комнату и прочие службы. "Витражи" современные - установлены для съёмок кого-то фильма, да так и оставленные на месте.
И вот так, пройдя по комнатам, мы попадаем к парадной лестнице дома.
В советские времена в доме располагался детский сад, затем общежитие. В доме часто проходили да и сейчас проходят съёмки фильмов. Например, здесь снимался фильм Вариант Омега с Олегом Далем в роли советского разведчика.
Попасть в дом купца Носова можно, записавшись на экскурсию в Российской государственной библиотеке для молодёжи – филиал в доме Носова.
А мы вышли из библиотеки и увидели здание Электрозавода, спроектированного Г. П. Евлановым в 1914-1917 годах для завода, эвакуированного из Риги под угрозой немецкой оккупации.
Изначально завод был задуман как готический замок с окнами-розами и высокими башнями по образцу средневековых ратуш. Гражданская война не позволила завершить этот проект, он был достроен лишь в 1927 году и сохранил лишь немного готических деталей.
Но это уже совсем другая история.
#прогулки по Москве #хочу все знать