Улыбнемся? Интересные истории о шедеврах классической живописи и смелых объектах современного искусства.
Профессиональная помощь
Недавно мы рассказывали о том, как Шишкин попросил своего друга Константина Савицкого написать фигуры медведей для #картины «Утро в сосновом лесу». Такое сотрудничество не было в среде художников чем-то из ряда вон выходящим. Например, великий маринист Иван Айвазовский обратился за помощью к коллеге во время работы над картиной «Прощание Пушкина с морем». Изображая воду, Айвазовский чувствовал себя в своей стихии, но фигура поэта ему никак не давалась. Ее написал не менее знаменитый живописец – Илья Репин.
Подпись решила все
Следующая забавная история также произошла с Ильей Ефимовичем. Знакомая дама как-то купила подделку под его картину в палатке антиквара. Полотно было подписано «И.Репин», но цена в 10 рублей смутила покупательницу: слишком низко продавец оценил творение известного художника. Свое приобретение дама показала Репину при встрече.
Конечно же, живописец опознал подделку, но отнесся к ситуации с юмором. Он написал на полотне «Это не Репин» и оставил автограф, чем сразу поднял ценность картины. Покупательница не осталась в обиде – спустя некоторое время она продала курьезный экземпляр за сто рублей. Эту историю описал Владимир Гиляровский в сборнике очерков «Москва и москвичи»
Кто автор «Завтрака на траве» – Мане или Моне?
Вряд ли найдутся известные личности, которых бы путали друг с другом чаще, чем Клода Моне и Эдуарда Мане. Мало того, что их фамилии отличаются лишь одной буквой (да-да, на французском языке тоже), так #художники еще и жили в одно и то же время, оба принадлежали к течению импрессионизма и даже были знакомы. Бывало, что они вместе выезжали на пленэр. Клод Моне позировал для картины Эдуарда Мане «Аржантей» вместе со своей супругой, но затем Эдуард предпочел обратиться к другим моделям, чтобы не отнимать время у коллеги.
Вы еще не запутались? Тогда вот еще один интересный факт: у обоих импрессионистов есть картины под названием «Завтрак на траве». В 1863 году Мане представил полотно, вызвавшее скандал своей фривольностью. Три года спустя Моне написал свою версию «Завтрака» – намного более благопристойную.
Порядок прежде всего
Современное искусство порой приобретает причудливые формы. В итальянской галерее «Музеон» в 2015 году проходила выставка, в которой приняли участие художницы Голдшмид и Кьяри из Милана. Они представили публике инсталляцию «Куда мы идем танцевать сегодня ночью?».
По замыслу авторов, инсталляция должна была обличить разгульный отдых итальянских властей. Для этого девушки устроили в выставочном зале настоящий погром: раскидали бутылки шампанского, осколки зеркального диско-шара, конфетти и прочие атрибуты вечеринки.
Однако после закрытия выставки на ночь в зал пришли уборщики. Инсталляция была настолько похожа на последствия праздника, что сотрудники прилежно убрали беспорядок и выбросили мусор. Утром художников и гостей встретило идеально чистое помещение – арт-объект пришлось поспешно восстанавливать по фото!
И еще немного порядка
Похожая история произошла с инсталляцией скандальной британской художницы Трейси Эмин «Моя кровать». Центром арт-объекта, созданного в 1998 году, стала неприбранная кровать, вокруг которой был разбросан мусор – таким образом автор показала состояние депрессии после ссоры с бойфрендом.
Неудивительно, что в один прекрасный день мусор был собран, а постель аккуратно заправлена. Новый вид композиции придал сотрудник выставки. Впрочем, художница вернула инсталляции прежний вид, а впоследствии «Моя кровать» была продана на аукционе «Кристис» за несколько миллионов долларов.
Понравился материал? У нас есть еще: