Найти тему

Тайны и казусы искусства: забавные факты о картинах и арт-объектах.

Оглавление

Улыбнемся? Интересные истории о шедеврах классической живописи и смелых объектах современного искусства.

Профессиональная помощь

Недавно мы рассказывали о том, как Шишкин попросил своего друга Константина Савицкого написать фигуры медведей для #картины «Утро в сосновом лесу». Такое сотрудничество не было в среде художников чем-то из ряда вон выходящим. Например, великий маринист Иван Айвазовский обратился за помощью к коллеге во время работы над картиной «Прощание Пушкина с морем». Изображая воду, Айвазовский чувствовал себя в своей стихии, но фигура поэта ему никак не давалась. Ее написал не менее знаменитый живописец – Илья Репин.

https://museumsworld.ru/aivazovsk/87pushkin.html
https://museumsworld.ru/aivazovsk/87pushkin.html

Подпись решила все

Следующая забавная история также произошла с Ильей Ефимовичем. Знакомая дама как-то купила подделку под его картину в палатке антиквара. Полотно было подписано «И.Репин», но цена в 10 рублей смутила покупательницу: слишком низко продавец оценил творение известного художника. Свое приобретение дама показала Репину при встрече.

Конечно же, живописец опознал подделку, но отнесся к ситуации с юмором. Он написал на полотне «Это не Репин» и оставил автограф, чем сразу поднял ценность картины. Покупательница не осталась в обиде – спустя некоторое время она продала курьезный экземпляр за сто рублей. Эту историю описал Владимир Гиляровский в сборнике очерков «Москва и москвичи»

"Москва и москвичи"
"Москва и москвичи"

Кто автор «Завтрака на траве» – Мане или Моне?

Вряд ли найдутся известные личности, которых бы путали друг с другом чаще, чем Клода Моне и Эдуарда Мане. Мало того, что их фамилии отличаются лишь одной буквой (да-да, на французском языке тоже), так #художники еще и жили в одно и то же время, оба принадлежали к течению импрессионизма и даже были знакомы. Бывало, что они вместе выезжали на пленэр. Клод Моне позировал для картины Эдуарда Мане «Аржантей» вместе со своей супругой, но затем Эдуард предпочел обратиться к другим моделям, чтобы не отнимать время у коллеги.

Вы еще не запутались? Тогда вот еще один интересный факт: у обоих импрессионистов есть картины под названием «Завтрак на траве». В 1863 году Мане представил полотно, вызвавшее скандал своей фривольностью. Три года спустя Моне написал свою версию «Завтрака» – намного более благопристойную.

Версия Моне. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Le_D%C3%A9jeuner_sur_l%27herbe_-_Monet_(Pushkin_Museum).jpg?uselang=ru
Версия Моне. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Le_D%C3%A9jeuner_sur_l%27herbe_-_Monet_(Pushkin_Museum).jpg?uselang=ru

Версия Мане. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA_%D0%BD%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%C3%89douard_Manet_-_Le_D%C3%A9jeuner_sur_l'herbe.jpg
Версия Мане. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA_%D0%BD%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%C3%89douard_Manet_-_Le_D%C3%A9jeuner_sur_l'herbe.jpg

Порядок прежде всего

Современное искусство порой приобретает причудливые формы. В итальянской галерее «Музеон» в 2015 году проходила выставка, в которой приняли участие художницы Голдшмид и Кьяри из Милана. Они представили публике инсталляцию «Куда мы идем танцевать сегодня ночью?».

По замыслу авторов, инсталляция должна была обличить разгульный отдых итальянских властей. Для этого девушки устроили в выставочном зале настоящий погром: раскидали бутылки шампанского, осколки зеркального диско-шара, конфетти и прочие атрибуты вечеринки.

Однако после закрытия выставки на ночь в зал пришли уборщики. Инсталляция была настолько похожа на последствия праздника, что сотрудники прилежно убрали беспорядок и выбросили мусор. Утром художников и гостей встретило идеально чистое помещение – арт-объект пришлось поспешно восстанавливать по фото!

https://www.museion.it/wp-content/uploads/2015/10/04_Museion_Goldschmied_Chiari_Foto-Museion-1.jpg
https://www.museion.it/wp-content/uploads/2015/10/04_Museion_Goldschmied_Chiari_Foto-Museion-1.jpg

И еще немного порядка

Похожая история произошла с инсталляцией скандальной британской художницы Трейси Эмин «Моя кровать». Центром арт-объекта, созданного в 1998 году, стала неприбранная кровать, вокруг которой был разбросан мусор – таким образом автор показала состояние депрессии после ссоры с бойфрендом.

Неудивительно, что в один прекрасный день мусор был собран, а постель аккуратно заправлена. Новый вид композиции придал сотрудник выставки. Впрочем, художница вернула инсталляции прежний вид, а впоследствии «Моя кровать» была продана на аукционе «Кристис» за несколько миллионов долларов.

https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2019/03/Treisi-Emin-Moya-krovat-.-1998..jpg
https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2019/03/Treisi-Emin-Moya-krovat-.-1998..jpg

Понравился материал? У нас есть еще: