Найти в Дзене
Христианство и ислам

Последние из Великих Моголов. Эстет, пьяница и строитель Тадж-Махала

Оглавление

Сын Акбара Джахангир традиционно начал свое царствование с подавления мятежей. Главным из них было восстание его собственного сына Хосрова, который потерпел поражение и почти год просидел в темнице.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Выйдя на свободу, наследник тут же организовал новый заговор против отца, и Джаханигру пришлось его ослепить. После этого Хосров до конца своих дней жил при дворе султана, «всегда унылый и нелюдимый», на правах не то узника, не то сына.

Внешние войны Джахангир вел с переменным успехом, побеждая в одних провинциях и проигрывая в других. Кандагар при нем отошел к набиравшим силу персам, которыми в это время правил выдающийся представитель Сефевидов – шах Аббас.

У Джахангира была красивая жена, дочь придворного слуги, в которую он влюбился еще в юности. Его отец в свое время запретил этот брак, и она вышла замуж за другого, но позже овдовела и все-таки стала женой султана.

Джахангир дал ей прозвище Нур Джахан, «светоч мира», и чеканил в ее честь золотые монеты, на которых говорилось, что одно ее имя во сто крат увеличивает их ценность. Впрочем, если она и была любимой женой, то далеко не единственный: султан славился своей развратностью.

Джахангир был знатоком живописи и на глаз мог определить автора любой картины. Он вел интересный дневник, в которых описывал свои наблюдения и научные занятия вроде расчленения зверей и птиц или опыты по сращиванию костей с помощью битума.

В то же время утонченность султан сочетал с исключительной жестокостью. Он любил смотреть, как с преступников живьем сдирают кожу, как слоны растаптывают приговоренных к смерти и т.д. Некоторые особо увлекательные казни он придумывал сам, прибегая, в зависимости от своей фантазии, к сажанию на кол или укусам змей.

Джахангир унаследовал от своих предков пристрастие к опиуму и вину и даже превзошел их в этой пагубной привычке. К концу правления он был настолько одурманен вечным пьянством, что практически потерял управление страной, передав его в руки Нур Джахан.

История повторялась с удручающей точностью: влиятельная жена, как это часто случается, благоволила к своему младшему сыну, пытаясь оттеснить от трона его старшего брата Шах Джахана, что привело страну к очередной междоусобице. Шах Джахан трижды восставал против отца, каждый раз проигрывал и получал прощение. Но когда Джахангир умер, армия приняла сторону Шах Джахана, и именно он стал новым императором Моголов.

Джахан и Тадж Махал

Воссев на трон, Шах Джахан первым делом приказал убить родного брата, двух двоюродных братьев и двух племянников, чтобы обезопасить себя от конкурентов.

На протяжении своего царствования этот султан занимался в основном строительством. По его указу был возведен Тадж-Махал – белоснежная усыпальница его любимой жены Мумтаз Махал, скончавшейся от родов (четырнадцатым ребенком).

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Шах Джахан обожал свою супругу и не расставался с ней даже во время военных походов; все свои постановления выпускал только с ее личного согласия и под ее печатью. Современники говорили, что ее смерть надломила султана, и с тех пор он потерял интерес к жизни. Напротив Тадж-Махала, на другой стороне реки Джамун, он собирался возвести черный мавзолей для самого себя.

Но в конце правления Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и оказался заключен в Красном форте, где прожил еще долгих восемь лет. По легенде, из окна его узилища открывался вид на Тадж-Махал, так что он до конца своих дней мог созерцать построенный им шедевр.

Аурангзеб, воин-святоша

С Аурангзебом Великие Моголы перешли в XVIII век. Новый султан интересовался только религией, постами, молитвами и посещением мечетей. Искусства при нем были заброшены, культура угасла.

Снова начались притеснения индусов и всех инакомыслящих, требования строго соблюдать нормы шариата, запреты на вино и развлечения. Аурангзеб пытался насильно исламизировать все население империи, а заодно поправить пошатнувшуюся экономику, увеличивая и без того непомерные налоги.

В результате по всей стране вспыхнули возмущения и протесты, и власть Великих Моголов начала слабеть. Почти всю свою жизнь султан занимался только тем, что подавлял внутренние мятежи и воевал с соседями. Как полководец Аурангзеб был настойчив и неутомим, и все его военные компании заканчивались успешно. Территория империи при нем даже увеличилась: он завоевал практически всю Индию, кроме самой южной ее части.

Но его неустанные попытки разрешать все проблемы военной силой напоминали Сизифов труд: чем больше он прилагал усилий, чтобы разгромить восстания и победить врагов, тем больше нарастала волна сопротивлений. Когда Аурангзеб умер, страна была истощена беспрерывными войнами, а положение Моголов пошатнулось так, что восстановить его уже не удалось.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

После смерти Аурангзеба династия покатилась по наклонной. Слабое правление султана Бахадура закончилось потерей восточных и северных провинций, а в середине XVIII века наследник Сефевидов Надир-Шах взял столицу Дели.

Империя Моголов практически перестала существовать. Ее огромная территория превратилась в поле битвы между индусами, сикхами и афганцами, пока вторжение Британии не подвело последнюю черту под эпохой Тимуридов.

Другие статьи на ту же тему:

© Владимир Соколов

Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":