Вечером 30 мая 1916 г. 4-я флотилия эсминцев Королевского флота была поднята по тревоге и выдвинута к полуострову Ютландия. Никто не предполагал, что спустя несколько часов флотилии придётся в одиночку вступить в бой с мощным соединением германских линейных сил.
Всю ночь и весь следующий день эсминцы увеличивая скорость шли на восток, спеша присоединиться к основным силам адмирала Джелико. К полуночи 31 мая 1916 г. корабли уже находились в боевых порядках британского флота, ожидая приказов. Эсминцы двигались кильватерной колонной - «Типперери» (головной), «Спитфайр», «Гарланд» и «Контест». Обстановка была тревожная, на кораблях никто не знал исхода дневного сражения и точного расположения сил. Видимость составляла не более 1 км, небо было затянуто тучами, а над морем висела туманная дымка.
Эскадренный миноносец «Спитфайр» ( HMS «Spitfire») вошёл в состав Королевского флота в 1912 году. Корабль относился к серии предвоенных британских эсминцев типа «Acasta». Эсминец представлял собой дальнейшее эволюционное развитие миноносцев предыдущих серий. По сравнению с предшественниками был несколько крупнее, на 2 узла быстрее и обладал лучшей мореходностью. Корабль мог развивать скорость до 29 узлов (54 км/ч). В качестве основного вооружения эсминец нёс три 102-мм палубных орудия и два 533-мм торпедных аппарата. Корабль имел полное водоизмещение 954 тонны. Численность экипажа насчитывала 73 матроса и офицера.
Внезапно наблюдатели заметили темные очертания кораблей по правому борту. Неизвестные силуэты проявились настолько близко, что с эсминца «Типперери» запросили опознавательный сигнал. В ответ на кораблях зажглись прожекторы, осветившие цели. Спустя мгновение эсминцы накрыло шквалом снарядов. Менее чем за минуту «Типперери» был разнесён вдребезги и запылал по всей длине.
Неопознанными кораблями оказалась германская колонна в составе дредноутов «Вестфален», «Нассау» и «Рейнланд» в сопровождении лёгких крейсеров «Росток», «Штутгарт», «Эльбинг» и «Гамбург» . Соединение прорывалось на юго-восток, прямо через боевые порядки англичан.
Линейный корабль «Нассау» ( SMS « Nassau ») был построен как немецкий ответ британскому линкору нового типа «Дредноут», появление которого на свет привело к мгновенному обесцениванию всех флотов мира. Являясь головным кораблём серии, «Нассау» вошёл в состав Флота открытого моря в 1910 г.
Корабль отличался превосходной для своего времени подводной защитой и мощным бронированием. В качестве основного вооружения линкор нёс двенадцать 280-мм орудий главного калибра размещённых в шести двухорудийных башенных установках. В то же время, корабль обладал посредственной мореходностью, был подвержен бортовой качке, но при этом выдерживал заданный курс. Линкор мог развивать скорость до 20 узлов (37 км/ч), обладал хорошей маневренностью и малым радиусом циркуляции. Корабль имел полное водоизмещение 20 000 тонн. Численность экипажа насчитывала 40 офицеров и 968 матросов.
В ответ британцы выпустили торпеды. Однако расстояние до немецких кораблей было такое, что торпеды даже не успели встать на боевой взвод. Эсминец «Спитфайр » под командой лейтенант - коммандера Кларенса Трелони резко развернулся, завалившись на правый борт и, увеличивая скорость, начал выходить из-под огня. Вокруг корабля взлетали огромные столбы воды от падения германских снарядов, но эсминцу чудом удалось выскочить из кипящего котла.
К изумлению капитана, один из немецких кораблей изменил курс, чтобы протаранить английский эсминец. В темноте Трелони принял идущий навстречу дредноут «Нассау» за лёгкий крейсер и смело повернул навстречу. Спустя несколько минут эсминец и линейный корабль со страшным грохотом столкнулись левыми бортами на встречных курсах. Сила удара была чудовищной - оба корабля имели ход, близкий к полному. «Нассау » шёл на 18 узлах, а «Спитфайр » - на 27.
Перед столкновением эсминец резко отвернул вправо и проскрежетал вдоль борта линкора, сорвав тому привальный брус. «Нассау » получил значительные повреждения носовой оконечности: в борту зияла обширная пробоина, а обшивка оказалась сорвана на участке длиной 6 метров. В результате сотрясения сместились бронеплиты, были погнуты подпалубные балки, палуба бака местами оказалась покорёжена. Скорость линкора упала до 15 узлов.
«Спитфайр » был разнесён вдребезги, но остался на плаву и смог уйти, унося с собой кусок германской обшивки. При сближении немецкие артиллеристы в упор произвели выстрел по эсминцу из орудия главного калибра. Корабль находился уже в мёртвой зоне, поэтому 280-мм снаряд просвистел буквально над головами английских моряков (позже утверждали, что снаряд сбил фуражку с головы капитана).
Дульными газами немецкого орудия снесло переднюю трубу, а мостик был превращён в груду обломков. Капитана Трелони без сознания выбросило на верхнюю палубу. Ближе к утру, он будет случайно найден и приведён в чувство. Остальные, находившиеся на мостике члены экипажа, были убиты, либо получили тяжёлую контузию.
В результате столкновения на корабле была разбита носовая часть, левый борт оказался разорван на протяжении 20 метров, мачты и шлюпки рухнули, а шлюпбалки были вырваны из гнёзд. По всему эсминцу вспыхнули пожары. Казалось, горело даже то, что гореть не должно. Закоротило электричество и над палубой разносился бесконечный трезвон электроколоколов. Всё время, пока эсминец проходил вдоль борта дредноута, немецкие артиллеристы продолжали стрелять из пушек прямо над головами английских моряков.
К утру команде «Спитфайра» удалось справиться с огнём. Осмотр машинного отделения и котельных показал, что три из четырех котлов функционируют, а корабль способен развивать скорость до 6 узлов. Все орудия и торпедный аппарат оказались неповреждёнными и были приведены в боевую готовность. К радости экипажа оказался цел и невредим камбуз, на котором нашлось немного еды, какао и рома.
- Я никогда не забуду ту утреннюю чашку какао. Мы все, закутанные, закопченные, с запавшими глазами, сидели на мешках с боеприпасами, укрытые остатками брезентовой защиты руля, - вспоминал позже один из моряков.
Среди обломков был найден разорванный военно-морской «Святой Георгий», который немедленно был водружён на импровизированную мачту. Оставшиеся сигнальные флаги развесили рядом, чтобы обозначить свою принадлежность к британскому флоту.
На импровизированном военном совете было решено следовать в Англию. Проблема заключалась в том, что радио и навигационное оборудование были разбиты, а отсутствие прожекторов не позволяло ответить на любой вызов. Капитану Трелони пришлось ориентироваться буквально «по звёздам», используя в качестве подспорья случайно обнаруженный клок карты. Большую помощь оказало встреченное в пути норвежское торговое судно. Разбитый корабль долгое время двигался в его кильватерном следе и, в конце концов, вышел к английскому побережью. 2 июня 1916 г. эсминец «Спитфайр » самостоятельно прибыл на базу в Тайн (Tyne ).
Эсминец «Спитфайр » уступал линкору «Нассау » в массе почти в 20 раз и отчаянный таранный удар стал уникальным явлением в истории военно-морских сражений. (Пожалуй, можно вспомнить только таран тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер» британским эсминцем «Глоуворм» в апреле 1940 г.)
Интересно, что англичане, так и не поняли, кого они в темноте протаранили. После боя капитан Трелони докладывал, что нанёс тяжёлые повреждения лёгкому крейсеру. Когда впоследствии разобрались и решили присвоить капитану какую-то награду за храбрость, Трелони категорично отказался её принять со словами: Не позорьте меня! Как можно на эсминце таранить дредноут..
В продолжение темы "Стальных Монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ. ПЕРВЫЙ РАЗМЕН.
ДОРОГА К ЗАЛИВУ ЛЕЙТЕ
ЛИНКОР "ТИРПИЦ". СБЕРЕЧЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
АВИАНОСЦЫ И ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ
ГИБЕЛЬ АВИАНОСЦА "ГЛОРИЕС"
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ УВОЛЕН! ОПЫТЫ ПОДПОЛКОВНИКА МИТЧЕЛЛА
ДВОРЕЦ ДЖИННА. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ЭДЖИНКОРТ"
ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ. САМЫЙ КОРОТКИЙ БОЙ В ИСТОРИИ
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ
НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.