Всем добрый день, доброй ночи, где бы вы ни находились!
Категорически приветствую, если ты, как и я не удивлен данному заголовку и категорически приветствую, если ты уже готов бежать в комментарии и писать, что-то гневное про то, что: "Автор статьи идиот, а я буду через 2 года ездить на КАМЕ-1!".
Обо всем по порядку. Т.к. это не столько статья, сколько расследование. Усомнился я в КАМЕ еще в 20-ом году, когда проект начали активно пиарить, и даже видео великого Академика, где он тестировал данный пепелац (ссылка), не особо убедили меня в том, что это реальное будущее.
Так что заваривайте чай/кофе, сегодня я расскажу почему с самого начала я знал, что это "лохотрон" и освоение бюджета.
Изначально нереально поставленные задачи!
Первый раз я упомянул КАМУ в своих статьях как распил денег (здесь), тогда как раз вышел обзор уже двигающегося по улицам прототипа.
Разработчики говорили о емкости батареи в 33 квт*ч, дальности хода минимум 200км и максимальной скорости в 160 км/ч.
На изначальный проект было выделено 260 млн. рублей... И я, как отличник, который всегда задевает преподавателя своими тупыми вопросами спрашиваю: "Как за 260 млн рублей можно было собрать даже такой прототип? Ведь разработчики утверждают, что КАМА-1 собрана полностью на отечественных комплектующих, но в России не делают литий-ионные батареи для электромобилей!
Самое интересное, что мы с вами знаем только о начальном финансировании, мол 200млн дал минобрнауки и 60млн дал "Камаз". А вот, что было дальше в виде доп. субсидий - не знает никто, кроме инвесторов (государство). Так что, доказывать, что проект изначально провал даже исходя из суммы - думаю, не стоит.
Липовые подрядчики! И причем тут Белорусы?
Но и из этой же статьи известно, цитата: "Финальная сборка проводилась совместно с коллегами из Минска и СПбПУ». Так стоп! Какой Минск? Никаких коллег из Минска разработчики не упоминали. Но есть и другая статья на Хабре, где говорится о: "предприятии, занимающимся прототипами авто". А такое в Белоруссии только одно - "Кейджи Импэкс", они хотели работать над Камой, но их предпочли уже известному лохотрону - компании SkyWay.
Да, никаким российским производителем тут не пахнет, до документации СПбПУ кузов и шасси изготовили именно SkyWay - фирма занимающаяся инвестициями методом МЛМ (сетевой маркетинг). Что, логично - бред...
Единственное, что может связывать Каму и SkyWay это Синкевич (один из идеологов другого лохотрона "Ё-Мобиль"), но Синкевич там давным-давно не работает.
Так кто и что сделал и почему даже собственное ТЗ не выполнено?
Плюсом КАМА весит больше, чем нужно по ТЗ, что тоже не вписывается в регламент, 1300кг против 1250кг, а значит, кроме прототипа, который должен ездить - ничего из ТЗ не выполнено!
Батарея и мотор - китайские, остальное собиралось, черт ногу сломит как, на SkyWay в цеху, хотя сам Политех заявляет о "своей разработке на 100%", хотя по сути выступил системным интегратором, не более.
По ТЗ сказано: "Свести объекты зарубежной инфраструктуры сектора исследований и разработок к 0".
Либо Китай и Белоруссия уже не зарубежные страны, либо, кто-то опять не выполнил условия контракта.
Резюме
В действительности дополнительные инвестиции нигде не отсвечивают. Как поговаривают - весь бюджет ушел на дизайн, который частично дорисовали итальянцы (тоже видимо будущая Российская область). Поэтому бюджет там мизерный на всю разработку авто, по крайней мере так говорят подрядчики. Но даже за 260млн руб. невозможно собрать с 0 автомобиль - сколько на это тратят японцы и немцы, думаю, напоминать не стоит.
Но это лишь вершина айсберга, я более чем уверен, что еще какие-то "левые" инвестиции 100% есть, в частности, это касается и самого SkyWay ведь сколько они взяли за проект - никто не знает, мы знаем лишь общую цифру в 260 млн, хотя 3-х летние транзакции в Политех от Минобрнауки по документам были меньше - 150млн и 63млн дал Камаз и того 213млн, то есть, уже около 50 млн появились откуда-то неизвестно откуда.
В общем, не ждите, серийного образца не будет и точка. Тут нужны миллиарды, чтобы гаражную "поделку" превратить в серийный авто. И стоить она будет под 3 млн рублей, чтобы хоть как-то отбить вложенные деньги, а за это никто не возьмется, слишком мало в России людей, готовых отдать такие деньги за первый российский электромобиль.
Ссылки: Статья по ТЗ, Хабр о SkyWay, Хабр упоминает предприятие в Белоруссии.