Скульптор и художник-нонконформист, издатель журнала неофициального русского искусства «А — Я» Игорь Шелковский широко известен на родине — совсем недавно он получил первую Московскую Арт Премию. Но не менее популярен он и за рубежом. Его работы хранятся в музеях России, Франции и США и выставляются по всему миру. Немногие знают, что первые месяцы своей жизни художник с мировым именем провел в ГУЛАГе.
Отец художника Сергей Колесниченко был главным редактором газеты «Оренбургская коммуна». Его арестовали в 1937 году за несколько месяцев до рождения сына и вскоре расстреляли. Беременную мать Марию Шелковскую допрашивали следователи, потом как жену «врага народа» отправили в тюрьму вместе с новорожденным сыном, а затем и в Темниковский лагерь в Мордовии. Бабушке удалось забрать маленького Игоря в Москву.
По воспоминаниям художника, после восьми лет в мордовском лагере мать вернулась без зубов, седая и опухшая от голода, хотя ей было чуть больше сорока лет. После освобождения Мария Шелковская, как и все покидающие лагеря, не имела права жить ближе 101 км от больших городов, поэтому поселилась в Малоярославце. Вернуться в Москву ей удалось только после смерти Сталина.
Иногда она тайно приезжала в Москву и однажды сводила маленького Игоря в Третьяковскую галерею. Там он познакомился с русской живописью, резко контрастировавшей с вездесущим соцреализмом, и понял, что искусство – его призвание.
Теме сталинских репрессий Игорь Шелковский посвятил серию своих работ. Выставка «Тридцать седьмой год» проходила в Музее истории ГУЛАГа, а теперь стала виртуальной.