Гражданские школы боевых искусств могут быть трех видов: духовные, подпольные и общественные.
Духовные школы основаны монахами и существовали в основном при монастырях. Сюда можно отнести буддийские и даосские монастыри Китая. Специфика этих школ такова, что в них стили рукопашного боя в основном изучаются как дополнение к духовным практикам и имеют своей целью самосовершенствование и достижение определенного духовного уровня.
Это может негативно сказаться на боевой эффективности. Боевой аспект здесь фигурирует только, если монахам необходимо реально защищаться о какого-то врага, или есть угроза нападения грабителей. Но как показывает практика, в этом случае боевым практикам тренируется только группа боевых монахов, в не все подряд. Вместе с тем, духовные практики могут наделять людей уникальными возможностями, что придает боевым искусствам новые возможности. Духовные школы явно не для широкого круга людских масс, а главное они не походят не для повседневной жизни обычных людей, не для военных.
Подпольные школы создаются для подпольщиков, заговорщиков или преступных элементов, которых хотят превратить в боевиков. Такие школы закрыты, не могут быть многочисленными, по многим параметрам стремятся быть близкими к военным школам, а потому их существование и действие ограничено.
Самыми многочисленными и разнообразными, с большим потенциалом развития являются общественные школы. Они рассчитаны на все общество целиком, у них есть свободный доступ для любого человека, они открыты и не скрывают своих возможностей. Среди патриархов боевых искусств было много тех, для кого разработка систем рукопашного боя стало просто делом всей жизни. Они хотели изучать, развивать и передавать свои знания другим. И свои цели они реализовывали именно в общественных школах.
А чтобы передавать свои знания, чтобы школа существовала. нужны ученики. Что может заставить людей посещать подобные школы? Что может им дать подобная школа? Как минимум – это определенный уровень физической подготовки, чувство уверенности в себе, получение авторитета в обществе как сильного человека. Как максимум – навыки рукопашного боя, реальная возможность побеждать хотя бы в уличных драках, и как следствие, ощущать себя хищником, воином, сильнее всех. В конечном счете, общественная гражданская школа – это всегда школа самообороны и саморазвития (физического и психологического), поскольку открыто готовить в обществе боевиков н будут. Это также спорт или цирковые трюки. Отсюда можно выделить основные категории учеников.