Найти в Дзене
Краснобай

Кем был настоящий Бармалей Чуковского

Наша система образования страдает хронической болезнью – это как ее там… враниоз… очковтироз… а! – официоз, вот.

Ну, это когда берут какого-то автора и вылизывают ему биографию до блеска. Например, в школьном учебнике по литературе вы прочитаете, что Николай Некрасов был такой жуткий бедняжечка и страдалец – хотя сам он бабла заколачивал немерено (Киркоров 19-го века) и меньше чем в элитной недвиге не жил.

Просто надо понимать, что все творческие личности (литераторы, художники, музыканты и т.п.) – это народ весьма циничный. А зачастую - еще и склонный к пьянке, аморалке и прочим излишествам нехорошим.

Даже если это детский писатель. Вот, к примеру, Корней Чуковский (хотя не такой уж он и детский – он, скорее, был талантливым пародистом, маскировавшим свои пародии под стихи для детей, но об этом отдельно). Вот, как вы думаете, как он создавал героев для своих стихов? Того же Бармалея?

Официозная версия гласит, что как-то шкандыбал Корней Чуковский со своим другом-художником Мстиславом Добужинским по улице Бармалеева в Питере (она и сейчас есть), увидел это чудное название на каком-то доме и… тут же на пару с этим художником придумал этого персонажа. Версия вроде бы логичная, но вот тут главное – правильно задавать вопросы.

- Штирлиц идет по коридору. – По какому коридору? – По нашему коридору. – А... куда он идет?
- Штирлиц идет по коридору. – По какому коридору? – По нашему коридору. – А... куда он идет?

И правильные вопросы здесь звучат так: а откуда это шкандыбал Чуковский? Да еще и в такой компании – с художником? И почему Бармалей стал именно отрицательным персонажем, а не положительным? И именно разбойником, а не доктором, не спасателем, не отважным героем или еще кем?

Дело все в том, что в начале 20-го века в Питере стала интенсивно развиваться культура барных заведений. Открывались всякие бары, коктейль-салоны, артистические кафе и т.п. И разумеется, такие заведения тут же стали пристанищем всяческой творческой богемы. Это было модно, это было современно, нестандартно и потому привлекательно (кстати, знаменитая "Прекрасная дама" Блока – это всего лишь перевод названия коктейля "My Fair Lady"; и это многое объясняет в его творчестве).
Опять же, там можно было не только посидеть-выпить-закусить, но еще и стишки почитать, песни попеть, картинки поразвешивать – для артистической публики это было дополнительным преимуществом.

Ну а самым знаменитым таким заведением в Питере стал "Подвалъ бродячей собаки" на Михайловской площади. Вот этот:

Источник - Яндекс-карты.
Источник - Яндекс-карты.

А вот это - эмблема сего заведения. Рисовал ее… М. Добужинский. Вот уже и начинаются совпадения.

-3

В этом кафе перебывала, наверное, вся творческая братия и сестрия Питера и окрестностей. Можно сказать, весь Серебряный век поголовно. Корней Иваныч, в общем-то не был исключением, он тоже туда захаживал.

Но вот ведь какая штука – заведение это было прежде всего коммерческим, дорогим. А богема – народ бедный. На выпивку не хватало, на закуску – тем более. И теперь представьте: забуривает Чуковский в этот подвалъ, подходит к барной стойке и:

- Бармен, налей!

Бармен ему наливает стакан какого-то аристократического ерша, чтоб быстрее вштырило - там, портвейна с виски (разумеется, без закуски – на нее денег не было), тот выпивает и снова:

- Бармен, налей!

Бармен наливает опять – и так несколько раз, покуда Корней Иваныч не набухается в хлам (много ли ему надо было?) и не переключится в режим…

- Бар… бармммм…. ннн…лей! Бармммалей!!!

Но бармен уже опытный. Он знает, что платить этому клиенту больше нечем и предлагает ему убраться. Чуковский, разумеется, начинает буянить, но тут прибегает группа отхвата и вышвыривает Чуковского вон. За это жадный бармен и получает звание разбойника-бармалея (это самое вежливое, что здесь можно написать).

А что Добужинский тащил Чуковского из этого кафе и что Корней Иваныч чуток пришел в чувство на улице Бармалеева – так это просто совпадение. Ведь это всего в 5 км от "Бродячей собаки".

-4

А вот это - Бармалей в оригинальной версии Добужинского по техзаданию Чуковского (делириум?). Опять же, в пользу версии с барменом говорит и то, что в конце сказки Бармалей переквалифицируется в изготовителя и раздатчика БЕСПЛАТНОЙ еды. Что очень вписывается в контекст терок Чуковского по поводу оплаты бармену.

Сказки
3041 интересуется