Русский авангард – невероятное и не укладывающееся ни в какие рамки явление 1910-1920-х гг., создавшее самое узнаваемое российское художественное течение.
Надо сказать, что авангард — не чисто художественное явление, и отсекать его от философии, литераторы и науки нельзя. Всю свою силу и самобытность авангард во многом приобрел за счет невероятных и глобальных планов изменения мира, реализующихся, в том числе и в стране. В период 1910- и 1920-х годов стали возможны идеи Вернадского о ноосфере, (от греч. «noos» — разум), т. е. биосфере, разумно управляемой человеком, и идеи Николая Федорова о воскрешении всех умерших, и проекты летающих городов.
Вопросы построения нового мира были актуальны в искусстве — с его помощью, так же, как и с помощью науки, техники и политики, художники стремились изменить мир, а вовсе не решить художественные проблемы (как, скажем, при изменения моды с одного стиля на другой — от барокко к рококо). Именно в этом и кроется основное различие русского от европейского авангарда, который был устремлен все же на поиск новых форм в искусстве и решение проблем внутри художественного сообщества.
Обсуждая открытия русского авангарда, можно просто потеряться. В конце концов, даже сам метод абстракции был сформулирован и применен именно Кандинским. Конечно, нужно оговориться, что к абстракции подходили к этому моменту самые разные художники — и Пикассо, и Робер Делоне, и футуристы, и экспрессионисты — в общем, представители любых течений, которые искажали реальность так, что ее почти нельзя было узнать. Однако обозначить как позицию отказ от фигуративности как основы полотна — это идея Кандинского.
«Когда говорят об абстракции и отказе от формы, то сразу думают про «Черный квадрат» Малевича. Он действительно всем известен — это самое яркое произведение супрематизма. Однако это еще и манифест — полный отказ от формы в пользу идеи.
Идея синтеза — крайне важная и присущая российскому авангарду. И раньше возникали идеи о синтезе искусств, конец XIX века бурлит ими, но так глобально объединить новый дизайн, новое государственный строй, новые агитационные плакаты, новую моду — подобное никому не было под силу. Конечно, у нас эстетика плаката и советского дизайна ассоциируется с работами Александра Родченко.
Что еще интересно — российский авангард невозможно объединить каким-то стилем или общей идеей. Каждый из художников авангарда — настолько самобытен, что их произведения нельзя перепутать, а изучать идеи и творчество приходится совершенно отдельно. Ведь под условным объединяющим словом «авангард» оказываются и Павел Филонов, и Михаил Ларионов, и Владимир Татлин.
Помимо прочего, в создании российского авангарда огромную роль сыграли женщины. Александра Экстер, Варвара Степанова, Любовь Попова, Наталья Гончарова — занимают уверенные позиции в современном мировом пантеоне искусства, влияя его и развивая. Им принадлежат, в числе прочего, дизайн новой одежды — удобной и для мужчин, и для женщин, современной, не сковывающей.
Сходство с нашими сегодняшними реалиями поражает даже сильнее, если вспомнить то, как выглядело Москва 1920-х гг., в которой Малевич конструировал эти проекты — без высотных домов, с телегами, лошадьми и без централизованного электрического освещения.