Найти тему

Непонятные бетонные будки вдоль дорог, рассказываю что это и делюсь фото изнутри

Путешествуя по стране, или даже в пределах своего региона, можно вдоль автомобильных дорог встретить странные бетонные конструкции, напоминающие ДОТы.

В Ленобласти, например, довольно много таких можно встретить вдоль военной бетонки (трасса А-120), которая южным полукольцом обходит Петербург через Гатчину. Но можно увидеть эти штуки и в полях-лесах вдоль обычных грунтовок.

Странные конструкции, неправда ли? Выглядит это, как дверь в никуда, или кажется, что внутри должна быть глубокая лестница вниз.

Бетонные конструкции с дверью вдоль дорог - это не ДОТы. Фото автора.
Бетонные конструкции с дверью вдоль дорог - это не ДОТы. Фото автора.

Одно время мы шутили, что это двери телепорта. Как в "Гостье из будущего" про Алису Селезневу, когда пионер Коля попал в будущее и городской транспорт был представлен просто дверьми, ведущими сразу в нужное место.

Вот было бы здорово так путешествовать! Представляете, зашел в такую где-нибудь в Ленобласти, а вышел уже в Краснодарском крае. И сделать их такими только по нашей стране, для поддержания внутреннего туризма.

Все гораздо прозаичнее. И нет, это вовсе не ДОТ, а к войне имеет лишь довольно далекое отношение.

Чаще всего в поездках такие объекты встречались с заваренной или закрытой на надежный замок металлической дверью. Но вот мы встретили один, явно заброшенный, на котором уже даже дверь украли. Конечно, мы решили посмотреть как эта штука устроена внутри.

Они имеют один вход, а внутри очень маленькие. Фото автора.
Они имеют один вход, а внутри очень маленькие. Фото автора.

Примерно с 1950-х годов по всей стране раскидали такие бетонные коробки. На картах Викимапии они называются непонятной аббревиатурой "НУП".

НУП - это необслуживаемый усилительный пункт. По сути, это специальный контейнер с люком, зарытый в землю, где находится оборудование, усиливающее или преобразовывающее телефонный, радио или телевизионный сигнал.

Внутри это просто бочка с люком, вкопанная в землю, а шестигранная бетонная конструкция над ним- укрытие для безопасности и постоянной температуры. Фото автора.
Внутри это просто бочка с люком, вкопанная в землю, а шестигранная бетонная конструкция над ним- укрытие для безопасности и постоянной температуры. Фото автора.

Соответственно, и кабели там бывают разные и оборудование тоже разное. Кроме того, до перехода на современные типы кабелей, в некоторых НУП-ах стояли еще баллоны с сухим воздухом, или с азотом, чтобы просушивать оболочку кабеля, а в случае повреждения, давление газа падало и можно было определить на каком участке утечка.

Здесь крышка люка уже снята мародерами, все оборудование вывезено. Осталась лишь бетонная коробка да мусор в люке. Фото автора.
Здесь крышка люка уже снята мародерами, все оборудование вывезено. Осталась лишь бетонная коробка да мусор в люке. Фото автора.

Раньше надстройки над НУП-ами делали из железобетона и отсыпали грунтом. А теперь чаще можно встретить небольшие металлические будки, раскиданные вдоль дорог страны, пришедшие на замену старым и уже ненужным бетонным НУПам.

Читала откровения связистов, что иногда НУП мог "поплыть" из-за паводков и размытого грунта, что доставляло много проблем связистам, которым приходилось выезжать на подобные аварии. Фото автора.
Читала откровения связистов, что иногда НУП мог "поплыть" из-за паводков и размытого грунта, что доставляло много проблем связистам, которым приходилось выезжать на подобные аварии. Фото автора.

Кстати, "необслуживаемые" эти сооружения потому что там никто не сидит постоянно. Но на работе с НУПами задействовано огромное количество людей, которые именуются связистами.

Вот такие вот скучные и прозаичные сооружения. А так хотелось бы телепорт...