Найти тему

Коммерческая сторона школ боевых искусств (единоборств)

Гражданские школы зависят от учеников, вернее от финансирования учениками. Поэтому они вынуждены подстраиваться под спрос на рынке, т.е. под тех учеников, которых может быть больше всего.

В качестве примера можно привести японские джиу-джитсу и дзю-до. Так, приемы джиу-джитсу ориентировались на реальный боевой эффект, зато тренировки были жесткими и травматичными. Джиу-джитсу имело успех еще во времена самураев, когда уже наступил мирный период. Доспехи и тяжелое вооружение ушли в прошлое, и надеяться можно было только на меч и приемы рукопашного боя. После буржуазной революции в стране развивалась полицейская система, силовые структуры и армия перешли на огнестрельное оружие. Бесконечные сражения и поединки между самураями ушли в небытие. И тогда не смену джиу-джитсу пришло дзю-до.

По сути дзю-до – это тоже самое джиу-джитсу. Но если джиу-джитсу – это техника боевых приемов, то дзю-до – это концептуальная идея превратить джиу-джитсу в Путь, путь самосовершенствования во всех смыслах. Дзю-доисты должны совершенствовать себя физически, нравственно и духовно. И здесь произошел существенный перелом, в том числе и в технике. Поскольку в основе лежит совершенствование, то убийство противника больше не есть цель тренировок, а значит и подготовка может быть более мягкой и не такой травмоопасной.

Так, на полу появились маты, в технике приемов была разработана страховка при падении. Кроме того, активно развивались технические приемы, основанные на бросках и подсечках. И это были не просто броски. Они красиво и эффектно смотрелись со стороны. А кроме того, противника можно было бросать так, чтобы он падал на маты аккуратно, имея возможность выполнить страховку. Такие приемы можно было отрабатывать до бесконечности без ущерба для себя и соперника, достигая высокого мастерства.

В результате, если убрать из арсенала приемов травмирующие удары руками и ногами, то в технике бросков и подсечек, заломов и удушающих приемов можно проводить соревнования. А соревнования – это всегда азарт, болельщики, слава и почет победителям, это достижение в жизни определенного уровня. Такие вещи притягивают людей. Как результат такой трансформации школы дзю-до в то время набрали очень много учеников.

Вне сомненья дзю-до имело все шансы полностью вытеснить школы джиу-джитсу. Но с течением времени и с распространением дзю-до в Европе и Америке акценты подготовки изменились. Школы дзю-до превратились в чисто спортивные школы, которые готовят спортсменов для соревнований. Боевые, прикладные приемы перекочевали в раздел под названием «боевое дзю-до», но должного внимания в обучении им не уделялось, поскольку на соревнованиях они бессмысленны. По сути, исчезло понятие Пути, нравственного и духовного воспитания. Стремление к спортивным достижениям вытеснило остальные аспекты дзю-до.

Это позволило выжить школам джиу-джитсу, которые позиционировали себя как прикладные школы для реального боя, имеющие особые секреты, дающие абсолютную победу в бою. Но большинство школ джиу-джитсу сегодня основаны на концепции дзю-до. Ученики тренируются в спортзалах, на матах, в кимоно, имеют пояса квалификации и т. п. Т.е. массу атрибутов, не присущих действительно боевым школам.

В качестве другого примера можно привести каратэ. Школы каратэ на Окинаве строились на использовании довольно жесткой техники, отработке силы и пробивной мощности ударов. По одной из исторических версий Гичина Фунакоши японцы пригласили в Японию из Окинавы организовать на базе каратэ систему спортивной подготовки для будущих новобранцев в армию. В результате он создал свой стиль Шотокан.

Сначала Шотокан очень напоминал боевой стиль: он был легким, подвижным, пробивным, но количество технических действий было ограничено, зато все приемы доводились до абсолютного совершенства. В нем не было вращений тела, сложных прыжков, высоких ударов ногой и т. п. Все приближенно к реальности (пусть даже в какой-то степени).

Но суть в том, что для спортивной подготовки человек должен двигаться, двигаться, двигаться. В результате технический арсенал стал расширяться, появились соревнования. Чтобы избежать травм, удары на соревнованиях стали наносится в полсилы или обозначаться, появились правила проведения поединков. Это создало почву для появления в технике чисто спортивных, но очень красивых и эффектных приемов. Вне сомненья спортивная подготовка в Шотокане была на очень высоком уровне, но боевые качества стали «затираться». Но при этом Фунакоши удалось распространить свою школу на большое количество учеников. Шотокан создавался в основном на базе ВУЗов Японии.

Обращаю особое внимание, что в данном разделе нет задачи точно изложить исторические факты. Тем более, что у разных известных авторов, которые пишут исторические хроники, могут разные взгляды и на факты, и на их интерпретацию. В концептуальном каратэ важно объяснить скрытую суть вещей и открыть неочевидные процессы и тенденции.

И суть вопроса, которому посвящен данный раздел, в следующем. По мере развития общества гражданские школы будут доминировать и по количеству и по качеству обучения боевых искусств. Среди гражданских школ наибольшей выживаемостью будут обладать общественные гражданские школы, потому что они лучше всех ориентированы на 4-ю категорию учеников, самую многочисленную.

Сначала патриархи и школы диктовали ученикам методику подготовки. Но жесткие, военные условия тренировок подходят только фанатам боевых искусств. Остальные ученики, выяснив, что за мастерством кроются не только многочасовые, изнурительные тренировки, но и реальная опасность для жизни, будут покидать школы. Этот процесс очень быстро прогрессирует по мере того, как в обществе растет уровень мирной жизни.

В итоге, чтобы обеспечить себе лучшую выживаемость, школы будут вынуждены подстраиваться под учеников, под их требования. Это может негативно сказаться на качестве подготовки, зато обеспечит школе развитие ее структуры (открытие многочисленных филиалов) и безбедное существование.

И возникает резонный вопрос: «Если мы теряем в качестве обучения, но приобретаем в деньгах, то что мешает нам сразу настроится на получение денег и не обращать внимание на качество?» В конечном счете, учителя и инструкторы школ перестраиваются на коммерческие рельсы, и на смену фанатам рукопашного боя приходят коммерсанты.

Суть коммерческой школы в том, что она подстраивается под требования и пожелания учеников, которые собственно из учеников превращаются в клиентов. А преподавание в школах становится предоставлением услуг в сфере образования и спорта.

Это не значит, что в школах полностью исчезают мастера рукопашного боя. Просто они начинают подыгрывать ученикам, уделяя большее внимание красоте и эффектности приемов, чем их практической ценности. В подготовке появляются откровенно цирковые приемы, имеющие своей целью произвести впечатление на зрителей. Активно развиваются атрибуты школы и торговля ними, вместо жестких макивар в уютных спортзалах устанавливаются сравнительно мягкие боксерские груши, вкладываются средства в рекламу и т. п.

Первые школы каратэ требовали многочасовых, интенсивных и жестких тренировок. Причем ежедневных, часто с угрозой для жизни. А в наше время уже никого не увидишь занятиями по 1,5-2 часа 2-3 раза в неделю и спаррингами в защитной экипировке.

Вопросы подготовки крайне важны, потому что они обеспечивают эффективность технических приемов. Но и сама техника получила существенные проблемы. Как я уже говорил, патриархи и их ученики, когда создавали свои стили и школы были вынуждены расширять и усложнять технический арсенал. При этом было не избежать сложных в обучении и малоэффективных на практике движений. Как только началась коммерциализация школ, этот процесс только увеличился. Многие стили и школы буквально обросли красивыми, эффектными приемами, почти не применимыми на практике.