Гражданские школы зависят от учеников, вернее от финансирования учениками. Поэтому они вынуждены подстраиваться под спрос на рынке, т.е. под тех учеников, которых может быть больше всего.
В качестве примера можно привести японские джиу-джитсу и дзю-до. Так, приемы джиу-джитсу ориентировались на реальный боевой эффект, зато тренировки были жесткими и травматичными. Джиу-джитсу имело успех еще во времена самураев, когда уже наступил мирный период. Доспехи и тяжелое вооружение ушли в прошлое, и надеяться можно было только на меч и приемы рукопашного боя. После буржуазной революции в стране развивалась полицейская система, силовые структуры и армия перешли на огнестрельное оружие. Бесконечные сражения и поединки между самураями ушли в небытие. И тогда не смену джиу-джитсу пришло дзю-до.
По сути дзю-до – это тоже самое джиу-джитсу. Но если джиу-джитсу – это техника боевых приемов, то дзю-до – это концептуальная идея превратить джиу-джитсу в Путь, путь самосовершенствования во всех смыслах. Дзю-доисты должны совершенствовать себя физически, нравственно и духовно. И здесь произошел существенный перелом, в том числе и в технике. Поскольку в основе лежит совершенствование, то убийство противника больше не есть цель тренировок, а значит и подготовка может быть более мягкой и не такой травмоопасной.
Так, на полу появились маты, в технике приемов была разработана страховка при падении. Кроме того, активно развивались технические приемы, основанные на бросках и подсечках. И это были не просто броски. Они красиво и эффектно смотрелись со стороны. А кроме того, противника можно было бросать так, чтобы он падал на маты аккуратно, имея возможность выполнить страховку. Такие приемы можно было отрабатывать до бесконечности без ущерба для себя и соперника, достигая высокого мастерства.
В результате, если убрать из арсенала приемов травмирующие удары руками и ногами, то в технике бросков и подсечек, заломов и удушающих приемов можно проводить соревнования. А соревнования – это всегда азарт, болельщики, слава и почет победителям, это достижение в жизни определенного уровня. Такие вещи притягивают людей. Как результат такой трансформации школы дзю-до в то время набрали очень много учеников.
Вне сомненья дзю-до имело все шансы полностью вытеснить школы джиу-джитсу. Но с течением времени и с распространением дзю-до в Европе и Америке акценты подготовки изменились. Школы дзю-до превратились в чисто спортивные школы, которые готовят спортсменов для соревнований. Боевые, прикладные приемы перекочевали в раздел под названием «боевое дзю-до», но должного внимания в обучении им не уделялось, поскольку на соревнованиях они бессмысленны. По сути, исчезло понятие Пути, нравственного и духовного воспитания. Стремление к спортивным достижениям вытеснило остальные аспекты дзю-до.
Это позволило выжить школам джиу-джитсу, которые позиционировали себя как прикладные школы для реального боя, имеющие особые секреты, дающие абсолютную победу в бою. Но большинство школ джиу-джитсу сегодня основаны на концепции дзю-до. Ученики тренируются в спортзалах, на матах, в кимоно, имеют пояса квалификации и т. п. Т.е. массу атрибутов, не присущих действительно боевым школам.
В качестве другого примера можно привести каратэ. Школы каратэ на Окинаве строились на использовании довольно жесткой техники, отработке силы и пробивной мощности ударов. По одной из исторических версий Гичина Фунакоши японцы пригласили в Японию из Окинавы организовать на базе каратэ систему спортивной подготовки для будущих новобранцев в армию. В результате он создал свой стиль Шотокан.
Сначала Шотокан очень напоминал боевой стиль: он был легким, подвижным, пробивным, но количество технических действий было ограничено, зато все приемы доводились до абсолютного совершенства. В нем не было вращений тела, сложных прыжков, высоких ударов ногой и т. п. Все приближенно к реальности (пусть даже в какой-то степени).
Но суть в том, что для спортивной подготовки человек должен двигаться, двигаться, двигаться. В результате технический арсенал стал расширяться, появились соревнования. Чтобы избежать травм, удары на соревнованиях стали наносится в полсилы или обозначаться, появились правила проведения поединков. Это создало почву для появления в технике чисто спортивных, но очень красивых и эффектных приемов. Вне сомненья спортивная подготовка в Шотокане была на очень высоком уровне, но боевые качества стали «затираться». Но при этом Фунакоши удалось распространить свою школу на большое количество учеников. Шотокан создавался в основном на базе ВУЗов Японии.
Обращаю особое внимание, что в данном разделе нет задачи точно изложить исторические факты. Тем более, что у разных известных авторов, которые пишут исторические хроники, могут разные взгляды и на факты, и на их интерпретацию. В концептуальном каратэ важно объяснить скрытую суть вещей и открыть неочевидные процессы и тенденции.
И суть вопроса, которому посвящен данный раздел, в следующем. По мере развития общества гражданские школы будут доминировать и по количеству и по качеству обучения боевых искусств. Среди гражданских школ наибольшей выживаемостью будут обладать общественные гражданские школы, потому что они лучше всех ориентированы на 4-ю категорию учеников, самую многочисленную.
Сначала патриархи и школы диктовали ученикам методику подготовки. Но жесткие, военные условия тренировок подходят только фанатам боевых искусств. Остальные ученики, выяснив, что за мастерством кроются не только многочасовые, изнурительные тренировки, но и реальная опасность для жизни, будут покидать школы. Этот процесс очень быстро прогрессирует по мере того, как в обществе растет уровень мирной жизни.
В итоге, чтобы обеспечить себе лучшую выживаемость, школы будут вынуждены подстраиваться под учеников, под их требования. Это может негативно сказаться на качестве подготовки, зато обеспечит школе развитие ее структуры (открытие многочисленных филиалов) и безбедное существование.
И возникает резонный вопрос: «Если мы теряем в качестве обучения, но приобретаем в деньгах, то что мешает нам сразу настроится на получение денег и не обращать внимание на качество?» В конечном счете, учителя и инструкторы школ перестраиваются на коммерческие рельсы, и на смену фанатам рукопашного боя приходят коммерсанты.
Суть коммерческой школы в том, что она подстраивается под требования и пожелания учеников, которые собственно из учеников превращаются в клиентов. А преподавание в школах становится предоставлением услуг в сфере образования и спорта.
Это не значит, что в школах полностью исчезают мастера рукопашного боя. Просто они начинают подыгрывать ученикам, уделяя большее внимание красоте и эффектности приемов, чем их практической ценности. В подготовке появляются откровенно цирковые приемы, имеющие своей целью произвести впечатление на зрителей. Активно развиваются атрибуты школы и торговля ними, вместо жестких макивар в уютных спортзалах устанавливаются сравнительно мягкие боксерские груши, вкладываются средства в рекламу и т. п.
Первые школы каратэ требовали многочасовых, интенсивных и жестких тренировок. Причем ежедневных, часто с угрозой для жизни. А в наше время уже никого не увидишь занятиями по 1,5-2 часа 2-3 раза в неделю и спаррингами в защитной экипировке.
Вопросы подготовки крайне важны, потому что они обеспечивают эффективность технических приемов. Но и сама техника получила существенные проблемы. Как я уже говорил, патриархи и их ученики, когда создавали свои стили и школы были вынуждены расширять и усложнять технический арсенал. При этом было не избежать сложных в обучении и малоэффективных на практике движений. Как только началась коммерциализация школ, этот процесс только увеличился. Многие стили и школы буквально обросли красивыми, эффектными приемами, почти не применимыми на практике.