Найти в Дзене
Манжета театроведа

Театральные традиции, которые появились недавно. (А вы думали, им много лет?)

Оглавление

Гасить свет в зале

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит —

наверное, это самая знаменитая цитата из русской литературы, описывающая начало спектакля. Но вот что интересно: зал у Пушкина не погружается во тьму. Вскоре здесь появится Онегин, пройдёт «по ногам» – и раскланяется с мужчинами «со всех сторон», что тоже было бы невозможно в тёмном зале. Как же так?

А очень просто. Театральные представления – любые – давались при свете. Самые старые театры в Европе и вовсе, как известно, были открытыми – спектакли давались утром или днём, а из дополнительных средств артисты располагали разве что факелами.

В закрытых театрах освещение было свечным. Конечно же, разом погасить, а потом зажечь сотни свечей невозможно. Поэтому спектакли шли при полном свете. Кстати, интересный факт: при написании опер композиторы иногда даже рассчитывали время горения, чтобы зрителям не пришлось дослушивать акт в темноте.

Стилизованное представление барочной оперы
Стилизованное представление барочной оперы

И лишь к концу XIX вв в театрах начали гасить свет в зале перед началом спектакля. Это позволяло привлечь большее внимание к сцене, заставить зрителя на время спектакля "забыть" о соседях. А возможным это стало благодаря широкому распространению электрического освещения: наконец-то стало возможно и мгновенно погасить, и мгновенно зажечь все люстры в сколь угодно большом театральном зале. Например, та самая знаменитая люстра в театре Опера Гарнье, которая как-то наделала столько шуму и в реальности, и в мюзикле « Призрак оперы»

-3

Дирижер стоит спиной к залу

Валерий Гергиев в молодости/ Источник: biographe.ru
Валерий Гергиев в молодости/ Источник: biographe.ru

Нам сейчас кажется привычным видеть спину дирижера во время работы. Лишь в конце концертного номера или акта/отделения он может повернуться и поклониться публике. А ведь когда-то такое поведение сочли бы вызывающим и неприличным! Дирижер стоял, отвернувшись от оркестра, лицом к зрителям.

Считается, что первым (или как минимум одним из первых), кто решительно показал публике спину, стал Рихард Вагнер – не только знаменитый композитор, но и выдающийся дирижер. Таким образом, он смог уделить всё своё внимание оркестру. И произошло это в 30-х-40-х годах XIX века! Параллельно с ним новые принципы дирижирования вводил Гектор Берлиоз, а за ними последовали и другие мастера по всему миру.

Русский композитор и историк музыки Цезарь Кюи позже с иронией писал по этому поводу в «Санкт-Петербургских ведомостях»:

«Приехал, наконец, Р. Вагнер и доказал нам несколько истин, простых, как колумбово яйцо, именно … что так как капельмейстер управляет не публикой, а оркестром, то и подобает ему стоять лицом к оркестру, а не к публике. Это убедительнее всего подействовало на наших капельмейстеров: К. Б. Шуберт, двадцать лет любовавшийся публикой, повернулся к ней спиной; А. Г. Рубинштейн повернулся только боком».

Пуанты

Мария Тальони в балете "Баядерка"
Мария Тальони в балете "Баядерка"

До XIX века и мужчины, и женщины в балете танцевали максимум на полупальцах. Но потом на балетной сцене случился переворот – точнее сказать, буквально подъём. Подъём балерины на пуанты.

Считается, что первой совершила этот прорыв Мария Тальони, однако у нее были предшественницы. Известно лишь имя балетмейстера, под руководством которого происходил переход "на пальцы" – знаменитый Шарль Дидло.

Шарль Луи Дидло
Шарль Луи Дидло

Мария Тальони же первой протанцевала на пуантах целый спектакль – балет «Сильфида», написанный её отцом. То легендарное представление «Сильфиды» состоялось в 1832 году. Сильфида – дух, фея воздушной стихии – словно парила над сценой.

Мария Тальони в роли Сильфиды
Мария Тальони в роли Сильфиды

Закончу свой пост так же, как и начала – строками Пушкина:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола...

Евдокия (Авдотья) Истомина
Евдокия (Авдотья) Истомина

Недаром Пушкин восхищался именно «воздушностью». Ведь первой в русском театре встала на пуанты именно Евдокия Истомина – кстати, ученица уже упомянутого Дидло.

--

Похожие публикации на моем канале:

©Ольга Гурфова

--

Удобный путеводитель по моим постам - здесь . Он регулярно пополняется.

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Второй мой канал – развлекательный. Здесь я публикую тексты, не связанные с театром: Любопытная В.

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))