Найти тему
Манжета театроведа

«Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия...»

Даже если в наше относительно просвещенное (ну, или это я оптимист) время то и дело натыкаешься на мракобесные заявления в духе: «Ну это актеры, что с них взять/они все развратники/у них нет души» – нетрудно представить, как с этим обстояло дело лет триста назад.

Гравюра, изображающая французский театр XVII века
Гравюра, изображающая французский театр XVII века

Мои образованные читатели наверняка помнят пьесу Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». И ту сцену, где храбрый Сирано в одиночку выгоняет со сцены жеманного и фальшивого артиста Монфлери:

ВСЕ МАРКИЗЫ (вставая).
Играйте, Монфлери!
СИРАНО.
Пусть он уходит вон, -
Не то и без ушей остаться может он.
...Ты здесь еще? Отлично!
Сейчас на сцене я буфет изображу
(засучивает рукава)
И эту колбасу на части раскрошу.
МОНФЛЕРИ (пытаясь спасти свое достоинство).
Но нападение такое неприлично!
Здесь Талия в моем лице оскорблена.
СИРАНО (очень вежливым тоном).
Нет, сударь! Если бы пленительная муза, -
С которой нет у вас, поверьте мне, союза, -
Имела честь вас знать, наверное, она,
Увидев корпус ваш, под стать пузатым урнам,
В вас запустила бы немедленно котурном.
(Пер. Т.Щепкиной-Куперник)

Эдмон Ростан жил в конце XIX века. В его пьесе о XVII веке отражаются современные автору представления о доблести и благородстве: гордый одиночка Сирано идет против, как сейчас бы сказали, пафоса и гламура, и в лице Монфлери бросает вызов его богатым покровителям.

У этой сцены, конечно, есть реальные основания: настоящий Сирано, как говорят, действительно как-то напился и выгнал Монфлери со сцены за его дурную игру. Но только было это не в сдержанном девятнадцатом веке, а в разнузданном семнадцатом, и, думается, если бы Ростан перенесся в прошлое на машине времени и стал свидетелем этой выходки, она вряд ли вызвала бы у него одобрение.

Захария Жакоб, по прозвищу Монфлери.
Захария Жакоб, по прозвищу Монфлери.

Почти современник Ростана, Михаил Булгаков, совершенно справедливо оценил поступок Сирано в повести «Жизнь господина де Мольера»:

Что это показывает? Это показывает, во-первых, что такое поведение господина Бержерака, драматурга и ученика Гассенди, позорно: комедианта того времени нетрудно было оскорбить, и в этом не было особенной доблести.

И верно: комедиантов оскорбляли сплошь и рядом – не только во Франции, но и, например, в Англии. Никакие «богатые покровители» не обеспечивали их безопасности. Актера Кинастона, совладельца театральной труппы и любовника знатной дамы, в расцвете славы избили палкой за одно лишь подозрение, что в одной из ролей он спародировал какого-то вельможу. О том, как из-за такой же сплетни пострадала актриса Кори, я уже рассказывала. Заступничество Барбары Вильерс, фаворитки короля, действительно спасло актрису, но лишь от тюремного заключения – и не помешало злопыхателям забросать ее на спектакле апельсинами. Нет, апельсины лучше тюрьмы, но, друзья мои, это унизительно и больно!

Уильям Хогарт.  Смеющиеся (довольные) зрители. Ок. 40-х гг XVIII в.
Уильям Хогарт. Смеющиеся (довольные) зрители. Ок. 40-х гг XVIII в.

Бывало и хуже: иногда бросали мусор и нечистоты. Актер, драматург и директор театра Колли Сиббер пишет в мемуарах, как некий дворянин, приставания которого отвергла молодая актриса, устроил ей на спектакле обструкцию. Сначала горе-ухажер с друзьями освистывали девушку и кричали непристойности, а потом в ход пошли отбросы (не в смысле «новые друзья кавалера», а буквально – мусор и грязь). История закончилась на редкость... эээ... благополучно? – словом, за девицу заступился другой зритель, и в Гайд-Парке состоялась дуэль, исход которой затерялся во мраке веков. Но ведь это было уже начало восемнадцатого века, когда артисты в Европе начали обретать мало-мальский престиж. А семнадцатый век, уходя, уносил с собой чрезвычайно варварские нравы.

И напоследок, как иллюстрация этих нравов, – еще одна история от Колли Сиббера, в которой отразилось отношение к профессии актера в то время.

Гипсовый бюст Колли Сиббера. Ок. 1740. Национальная портретная галерея, Лондон. Источник: wikimedia.org
Гипсовый бюст Колли Сиббера. Ок. 1740. Национальная портретная галерея, Лондон. Источник: wikimedia.org

Одна знатная леди, рассказывает Сиббер, отличалась неразборчивостью в связях и скверной репутацией. В конце концов, она окончательно промотала все имущество и, «не в силах более извлечь прибыли из своей красоты», решила поступить на сцену.

Уильям Хогарт.  Будуар графини, 1745
Уильям Хогарт. Будуар графини, 1745

Сиббер, директор труппы, в которую нанималась дама, дал было согласие. Но назавтра к нему явился таинственный джентльмен, который весьма убедительно намекнул: знатная родня будущей актрисы будет крайне недовольна, если ее примут в труппу. Бесчисленных любовников леди и скандалы вокруг неё родичи еще готовы были терпеть. Но не поступление же в актрисы!!

Сиббер, боясь мести вельмож, пошел на попятный и на другой день в вежливых выражениях отказал даме. Он с грустью замечает: «Ее честное желание зарабатывать кусок хлеба игрою на сцене посчитали лишь за очередной скандал, которым она решила дополнить былое бесчестье».

Чем же решила зарабатывать обедневшая леди? Нашла ли она занятие, которое не пятнало ее репутацию в глазах родственников?

Уильям Хогарт. "Разносчица креветок". 40-е гг. XVIII в.
Уильям Хогарт. "Разносчица креветок". 40-е гг. XVIII в.

Да. Знатная дама стала торговать косметикой на разнос. В то время каталогов, как вы понимаете, не было, и леди попросту обходила дома, как коробейник, навязывая горожанкам товары. Это занятие блистательная фамилия посчитала более достойным для своей родственницы, чем служба на сцене.


© Ольга Гурфова

--

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

--

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))