Найти тему
Александр Дедушка

День учителя - эх, поучу! (Дружба и коллектив)

День учителя

Обобщающим днем по этой тематике, где особенно ярко проявляются творческие способности, явился день учителя. В целеполагании этого дня особо подчеркивается, что это именно тот день, где у каждого есть возможность в наиболее адекватной форме почувствовать себя учителем.

«Здравствуйте, ребята! » - легкая разогревающая разминка. Общение учителя и детей начинается на уроке с этого приветствия. От того, с каким чувством оно произнесено, иногда может зависеть весь последующий ход урока. Поэтому есть смысл потренироваться в выражении чувств через это приветствие. На помощь приходит все тот же список десяти базовых эмоций , и ребята тренируются произносить эти слова грустно, радостно, с интересом, печально, виновато, презрительно, гневно, виновато.… Сначала идет экспериментирование в выражении чувств в открытом режиме, а потом можно потренироваться в угадывании этих чувств. Пусть «учитель» сам выберет чувство, с которым он будет произносить приветствие, а «ученики» попробуют его правильно понять.

«Комок в спину » - это уже «аквариумное» упражнение. Его инструктивная преамбула такова: «Представьте, вы зашли в класс, поздоровались с детьми, посадили их и со словами: «Давайте запишем тему урока…» - поворачиваетесь к доске. И в этот момент кто-то бросает вам в спину скомканный лист бумаги… Ваши действия?»

Прежде чем обсудить результаты, пусть максимальное количество ребят побывают в роли «подвергшегося атаке» учителя. Для наглядности можно кому-то поручить бросать этот пресловутый комок в спину очередному «учителю». В последействии обсуждаются все творческие находки. Кто нашел наиболее адекватный выход из этой «непредвиденной» ситуации?

«Учителя » - это обобщающая оргдеятельностная игра, которую можно провести в два этапа.

Ее первый разминочный этап можно назвать – «Хобби ». Каждому участнику предлагается найти какую-то область своих личных интересов, где он чувствует себя в достаточной степени знатоком, чтобы попытаться передать свои знания и умения другим людям. Всем дается время на подготовку «плана обучения». Особо указывается, что весь «урок» должен уложиться в пять минут.

Далее все участники делятся на тройки, в которых у каждого есть свой персональный номер (1-й, 2-й, 3-й). Работа троек организуется по принципу игры «Время педсовета», только сами тройки должны рассредоточиться в гораздо большем пространстве, чем в предыдущем варианте.

Сначала учителями становятся первые номера, вторые и третьи – учениками. Пять минут учитель пытается обучить своих подопечных в рамках своего плана. Затем оба ученика выставляют ему оценки по трехбалльной системе , которые учитель записывает в свой блокнот.

После этого совершается переход, и образуются новые тройки. Первые номера – в следующую тройку, вторые номера – через одну тройку, третьи – через две в третью. Объявляется новая учебная пятиминутка, в которой учителями становятся вторые номера. По истечении времени оцениваются учителя-вторые номера.

И, наконец, еще один переход по той же схеме: первые – в следующую тройку, вторые – через одну, третьи – через две в третью. Последняя учебная пятиминутка и выставление оценок. После этого все собираются в круг и обмениваются информацией по полученным баллам. Максимально можно было получить шесть баллов от двух своих учеников. Кто из учителей получил максимальные оценки?

«Двойной урок » - второй этап игры «Учителя». Теперь образуются двойки участников. Они создаются по принципу одного учебного предмета, который будут преподавать оба участника двойки. Допустим, двойки биологов, историков, литераторов и т. д.

Прежде чем дать старт подготовки к мини-уроку по своему учебному предмету ребят целесообразно проинформировать о его структуре. Мини-урок должен включать в себя введение , где учеников нужно заинтересовать изучаемой темой, содержательную часть, где собственно и излагается новая информация, и практическая часть , где можно на практике применить полученные знания.

После этого начинается подготовка. Во время подготовки урока в каждой паре подбирается тема, учителя договариваются о том, кто ведет какой этап урока, как будут взаимодействовать и помогать друг другу во время самого процесса обучения. Желательно поровну распределить весь объем преподаваемого материала, или договориться о смене ролей: если на первом уроке один берет на себя основную часть нагрузки, то на следующем уроке – другой.

Итак, каждая пара подготовилась к мини-уроку по своему предмету. Теперь две двойки объединяются в четверки, - именно в четверках и пройдет первый двойной урок.

Во время первого этапа учителями становится одна из пар в четверке. Время целесообразно несколько увеличить до 10-ти минут. После того, как оно истекло, ведущий дает «звонок» и объявляет о «перемене», во время которой ученики выставляют оценки своим учителям по той же трехбалльной системе. Каждый учитель получает две оценки – от каждого из двоих учеников.

Когда все учителя получили свои оценки, в четверках происходит смена ролей. Теперь учителями становятся бывшие ученики. Новые учителя по сигналу ведущего начинают свой урок. По истечению установленного времени объявляется «большая перемена», во время которой после выставления оценок учителям происходит переход с образованием новых четверок. Тут все просто. Одна из двоек в каждой четверке остается на своих местах, а другая переходит к другой паре.

Так образуются новые четверки. Далее по тому же алгоритму проходят еще одни сдвоенные уроки, после которых учителя получают еще по одной паре оценок. Так повышается объективность оценки педагогических способностей, а оценивание в паре каждого учителя отдельно позволяет сравнить эти данные.

Наконец, деятельностная часть игры закончена. И учителям, и ученикам можно снова собраться в общий круг и подвести итоги. Максимальное количество баллов, которые можно было получить за два мини-урока – двенадцать . Обязательно нужно обсудить достижения лучших учителей. Почему они получили такие высокие оценки? Какие педагогические способности наиболее ярко ими были проявлены?

Не стоит оставлять без внимания и низкие показатели. Каждый может задать вопрос о своих оценках и получить «обратную связь» по поводу своих педагогических способностей. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый получил информацию об этом и соотнес ее со своей самооценкой и отношением к педагогическому труду.

Кстати, весьма интересен вариант этой игры, где в роли учеников выступают младшие школьники, в нашем варианте – «солнышки». Им, правда, трудно объяснить свои предпочтения, зато в искренности их отношения к своим учителям и «объективности» оценивания сомневаться не приходится.

На итоговом огоньке или обсуждении желательно выслушать мнение каждого о своих впечатлениях и опыте работы над педагогическими способностями.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь