В наше время развития цифровых платформ одним из наиболее значимых каналов коммуникаций спортивных клубов с болельщиками стали социальные сети и другие цифровые платформы. Каждый хоть сколько-нибудь серьезный профессиональный клуб работает в этом направлении. При этом регулярно возникают споры, какой же клуб самый популярный. Ведущие команды меряются «длиной» количества болельщиков. Один из способов измерения этого количества, далеко не единственный и не универсальный, но достаточно интересный — посчитать подписчиков.
Методика
Известно, что в различных социальных сетях на один и тот же клуб нередко подписываются одни и те же люди. Это означает, что просто суммировать количество подписчиков на клуб на всех платформах будет не совсем корректно. При этом точно определить степень пересечения не представляется возможным.
Экспертно установим следующие правила:
1) Делим социальные сети и площадки на категории:
- Универсальные сети (Вконтакте, Facebook, Одноклассники), они отличаются по возможностям, но предлагают в целом похожие варианты использования.
- Сервисы микроблогов (Twitter).
- Сервисы видеохостинга (Youtube, Rutube).
- Сервисы публикации медиа: фото и короткие видео (Instagram, TikTok, Periscope) .
Важно учитывать все используемые клубами площадки. Я не раз замечал, что в сравнительных исследованиях европейских компаний не учитывается самая популярная социальная сеть постсоветского пространства Вконтакте, в которой у большинства российских клубов развитое представительство. В других регионах Европы то же место занимает Facebook, на котором и фокусируются иностранные исследователи.
2) Внутри групп сервисов экспертно определяем долю перекрытия. Как? Ранжируем все однотипные платформы от самой большой по количеству участников для клуба к наименее популярной. Экспертно принимаем коэффициенты: 100 % для первой, 30 % для второй, 10 % для третьей, 5 % для четвертой и каждой последующей.
3) Определяем веса для каждого типа площадок.
- 100 % для универсальных платформ.
- 30 % для сервисов микроблогов, так как с одной стороны они удобны как канал быстрой реакции на события вплоть до отмечания забитых мячей. При этом ограничения таких платформ не позволяют давать сложные осмысленные коммуникации.
- 40 % для видеохостингов. Они сильны возможностями публиковать сложный интересный контент. Но как правило такой контент имеет низкую плотность размещения, так как требует существенных ресурсов на разработку.
- 30 % для сервисов публикации медиа. Позволяют вести плотную коммуникацию, при этом не настолько гибки, как универсальные сети.
4) Суммируем показатели с учетом весов. Полученный показатель назовем «мощностью» клубов в социальных сетях.
Ограничение: выбираем для исследования все клубы РПЛ сезона 2020/21, а также:
- московское «Торпедо» как клуб с большой историей и количеством титулов;
- «Аланию» как чемпиона 1995 года и претендента на выход в РПЛ;
- «Крылья Советов» как популярный в регионе клуб, недавнего участника РПЛ и претендента на повышение;
- «Оренбург» как недавнего участника РПЛ и претендента на повышение;
- «Нижний Новгород» как претендента на повышение.
Исходные данные
В открытом доступе есть немало исследований на тему популярности клубов в социальных сетях от различных изданий и агентств. Однако они постоянно устаревают. Поэтому принято решение собрать актуальные значения по состоянию на 26 марта 2021 года.
В качестве исходных данных взяты цифры по количеству подписчиков в официальных социальных сетях клубов, упомянутых на их сайтах.
Лидеры в социальных сетях
Стоит сразу отметить, что большая часть внимания публики сконцентрирована на ведущих клубах страны, остальным достаются жалкие крохи. Так первые по популярности клуба забирают около 65 % аудитории выборки как по «мощности», так и по общему количеству подписчиков. Первые четыре — более 73 %. Первые восемь — более 90 %.
Вот так мы следуем (на самом деле нет) принципу support you local team. Далее перечислим лидеров.
Локомотив
Четвертое место в нашем списке занимает «Локомотив». Железнодорожники ведут аккаунты на следующих платформах:
- Вконтакте — 396 928 подписчиков;
- Facebook — 74 708;
- Одноклассники — 45 077;
- Twitter — 292 600;
- Youtube — 103 000;
- TikTok — 101 700;
- Instagram — 299 000.
Заметен крен в сторону Вконтакте и малое внимание к Facebook. Общее количество подписчиков — 1 313 013. Мощность представительства клуба в социальных сетях — 651 681 единиц.
ЦСКА
Третье место в списке занимают армейцы. Они ведут аккаунты на следующих платформах:
- Вконтакте — 866 629;
- Facebook — 499 689;
- Twitter — 514 400;
- Youtube — 228 000;
- TikTok — 41 300;
- Instagram — 490 000.
Работа в Facebook у ЦСКА поставлена гораздо лучше, чем у «Локомотива». При этом количество используемых площадок существенно меньше. Общее количество подписчиков — 2 640 018. Мощность представительства клуба в социальных сетях — 1 412 773 единиц.
Спартак
«Спартак» часто позиционирует себя как самый популярный клуб в России. В нашем исследовании он занял второе место, немного уступив победителю. «Спартак» работает на следующих платформах:
- Вконтакте — 1 177 987;
- Facebook — 722 098;
- Одноклассники — 29 053;
- Twitter — 606 700 ;
- Youtube — 276 000;
- TikTok — 444 500;
- Instagram — 545 000.
Во всех социальных сетях клуб имеет значительное количество подписчиков (кроме Одноклассников). В Facebook «Спартак» отстает от позиций в Вконтакте, но размер базы подписчиков все равно велик. Общее количество подписчиков — 3 801 338. Мощность представительства клуба в социальных сетях — 1 893 437 единиц.
Зенит
Клуб из Санкт-Петербурга также постоянно претендует на звание самого популярного в стране. Если считать по числу последователей в социальных сетях, эти претензии подтверждаются фактами. «Зенит» присутствует на следующих платформах:
- Вконтакте — 1 111 837;
- Facebook — 978 533;
- Одноклассники —110 384;
- Twitter — 734 800;
- Youtube — 538 000;
- TikTok — 262 200;
- Instagram — 711 000.
У «Зенита» самое большое число последователей в большинстве платформ, кроме Вконтакте (там лидирует «Спартак») . Общее количество подписчиков у петербуржцев — 4 446 754. Мощность представительства клуба в социальных сетях — 2 088 973 единиц.
Сводная таблица
Итоговая таблица по 21 клубу выглядит следующим образом (данные на 26 марта 2021 года).
Таблица хорошо иллюстрирует расслоение среди клубов. Заметно выделяется тройка «Зенит», «Спартак», ЦСКА. На четвертом месте уверенно держится «Локомотив», существенно опережая преследователей, но при этом значительно отставая от лидеров. Далее плотная группа в составе «Краснодар», «Ростов», «Динамо», «Рубин». Вероятно, динамовцев подкосили нестабильные результаты и первый в истории вылет из топ-дивизиона. Затем еще идут еще две группы: «Урал», «Крылья Советов», «Уфа» и «Арсенал», «Ахмат» (представлен только на 2 платформах), «Оренбург». Присутствие остальных клубов в социальных сетях почти незаметно.
Стоит отметить лидерство «Зенита» на всех платформах, кроме Вконтакте. Также интересно, что клуб ФНЛ «Крылья Советов» держится на 10 месте списка, «Оренбург» на 14 месте. Очень слабо для команды с очень богатой историей выглядит «Торпедо».
Интересно, что доли клубов не слишком сильно отличаются в зависимости от используемого показателя. Из лидеров разница заметна в основном для ЦСКА, который по «мощности» выглядит лучше, чем по общему количеству последователей.
Кстати, а как дела у российских клубов на фоне команд из Топ-5 чемпионатов? На какие клубы похожи наши лидеры?
Например не самый популярный по британским и мировым меркам «Эвертон» имеет 3 948 326 подписчиков в Facebook, 2 400 000 в Twitter, 2 300 000 в Instagram, 497 000 в Youtube и 487 000 в TikTok. Ливерпульский клуб более, чем в 2 раза превосходит «Зенит».
«Бетис» с показателями 1 501 885 в Facebook, 826 300 в Twitter, 388 000 в Youtube, 1 000 000 в Instagram похож на «Зенит» и «Спартак», даже несколько превосходит их, учитывая меньшее количество площадок.
У римского «Лацио» 957 502 последователей в Facebook, 553 700 в Twitter, 88 800 в Youtube и 791 000 в Instagram. Это очень близко к показателям ЦСКА. Сопоставимые показатели у «Вердера» и «Боруссии» Менхенгладбах.
Переживающий не лучшие времена «Эспаньол» (в сезоне 2020/21 выступает в Сегунде), может похвастаться 450 568 подписчиков в Facebook, 472 400 в Twitter, 24 700 в Youtube и 267 000 в Instagram. Клуб из Барселоны по своему представительству в социальных сетях сопоставим с «Локомотивом». Похожие цифры у «Аталанты».
Спасибо за внимание.
Комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!