Александр Зацепин оказал огромное влияние на отечественную музыкальную культуру, а его незабываемые композиции давно стали абсолютной классикой и вошли в золотой фонд современной поп-музыки. Мы уже писали о его творчестве, если кому интересно, то ссылку на статью оставим внизу обзора. Но в жизни Зацепина было много интересных событий, которые заслуживают отдельных публикаций и сегодня мы поговорим о работе маэстро с примадонной советской и российской эстрады, Аллой Пугачёвой, и о том, что же получилось из этого сотрудничества.
Алла Борисовна всегда обладала пробивным характером и редкой особенностью окружать себя нужными для неё людьми и связями. Правда не всегда такое общение заканчивалось на приятной ноте и со многими своими коллегами Пугачёва рассталась со скандалом.
История знакомства Александра Сергеевича с Аллой Борисовной началась в октябре 1974 года, когда на конкурсе артистов эстрады Зацепин обратил внимание на перспективную молодую певицу и предложил ей сотрудничество. И после фантастического успеха Пугачевой на международном фестивале “Золотой Орфей”, который состоялся 4 июля 1975 года, началась их совместная деятельность.
Первым результатом их сотрудничества были песни для телефильма "Отважный Ширак" (1976), а одна из композиций "Волшебник-недоучка" стала большим хитом. После чего последовали саундтреки к таким картинам, как "Центровой из Поднебесья" (1977) с песнями "До свидания, лето" и "Любовь одна виновата". Большим прорывом стали песни в исполнении Аллы Борисовны для комедии "Фантазии Веснухина" (1977), в частности такие незабываемые шлягеры, как "Куда уходит детство?" и "Рисуйте, рисуйте".
Александр Сергеевич ввёл Пугачёву в свой круг общения и познакомил её со многими деятелями кино и культуры. А когда журнал "Огонек" решил взять у Пугачёвой интервью, то Зацепин предоставил примадонне свои апартаменты, а жена Зацепина сыграла роль домработницы Аллы Борисовны, чтобы та выглядела успешной в глазах читателей журнала. Зацепин помогал молодой певице во всём, пока дело не коснулось его репутации.
Это произошло в 1978 году во время съёмок музыкальной мелодрамы "Женщина, которая поёт", ставшей полубиографической историей Аллы Борисовны, где она исполняла главную роль певицы Анны Стрельцовой.
И совершенно неожиданно для создателей этой картины, амбициозная артистка решила продвинуть свои песни. Но так как Пугачёва не состояла в Союзе композиторов, к тому же официальным композитором на картине был Александр Зацепин, то у неё не было шансов заявить о себе, как об авторе.
Тогда Алла придумала мифическую историю для своих песен, что якобы их написал некто Борис Горбонос, который был прикованным к инвалидному креслу и вследствие этого нигде не появлялся.
Режиссёр Александр Орлов, снимавший фильм "Женщина, которая поёт", поверил в эту историю, тем более ему песни неизвестного автора понравились и он решил их вставить в свою картину. Оставалось только записать эти песни.
Тогда Алла Борисовна попросила Зацепина помочь записать эти треки в его студии, которые, по её словам, она хотела запустить на радио. Пугачёва рассказывала про вымышленного композитора, которым она же и являлась. И хотя Зацепин сильно рисковал, записывая на своей студии эти песни, потому что его подозревали в том, что он имеет нетрудовые доходы и часто проверяли.
Но тем не менее, Алле он не отказал. Но каково же было удивление Александра Сергеевича, когда через некоторое время вышел альбом-саундтрек к фильму "Женщины, которая поет", где за авторством Зацепина числилось пять песен и четыре трека на музыку Горбоноса.
Конечно, Зацепин не стал молчать. Началось разбирательство и директор "Мосфильма" Николай Сизов дал распоряжение выяснить, кто же такой этот Горбонос. По некоторым достаточно мифическим слухам, Алла Борисовна сфотографировалась с приклеенными усами в образе Горбоноса и представила в качестве доказательства эту фотографию. Хотя странно, что Сизов не сделал запрос в Союз композиторов. Но как бы там ни было, все начали обвинять Зацепина в том, что он выступил против талантливого композитора, да ещё и инвалида. Позже Александр Зацепин рассказывал об этом так:
"Мне было очень обидно. Я ей подарок сделал — записал песни (запись в студии, кстати, — дорогое удовольствие), а она в благодарность обманула меня, да еще и спекулирует на вымышленной чужой беде!.."
В конечном итоге Александр Сергеевич нашел компромисс с руководством "Мосфильма", в частности договорился, что его имя не будет фигурировать рядом с Горбоносом. После выхода в прокат фильм "Женщина, которая поет" имел огромный успех. Алла Борисовна добилась желаемого, но многое потеряла. Больше Зацепин с ней никогда не работал. Последней песней их творческого тандема стала композиция "Что было однажды", записанная для кинофильма "31 июня".
Спустя некоторое время Алла Пугачёва дала интервью для газеты “Московский комсомолец”, где она явно слукавила и не очень правдиво рассказала историю про выдуманного Бориса Горбоноса. Со слов певицы, она спряталась под псевдонимом, потому что:
“Её имя могло повлиять на мнение худсовета и было сильное желание пройти весь путь, который обычно проходит молодой, начинающий композитор”.
В этом же интервью примадонна легко и непринуждённо предположила, что это несвоевременное расставание с Александром Зацепиным скорее всего ненадолго и они скоро опять начнут записывать новые шлягеры.
Но Алла Борисовна ошиблась. “Кратковременное” расставание растянулось надолго, а точнее “навсегда”. В дальнейшем Пугачёва больше не будет исполнять песни Зацепина, хотя справедливости ради стоит отметить, что спустя годы маэстро предлагал Алле и Филиппу Киркорову свои новые треки. Но перемирие всё же состоялось, потому что в дальнейшем Алла Пугачёва выступала на юбилейных вечерах Александра Зацепина, причём неоднократно. Но концертные выступления Аллы - это уже отдельная тема, достойная целой статьи.
Ссылка на статью: Как композитор Александр Зацепин живет в Швейцарии, но остается русским патриотом