Сегодня мой последний день на Камино. Последний день в ЭТОМ, 2016-м ГОДУ.
Пять утра. Пилигримы уже не спят и толпятся у закрытых дверей столовой.
Всё, что можно сделать перед выходом на маршрут – это выпить чашку кофе из автомата.
Кофе и запасенное яблоко из рюкзака.
Вперед, на Бургос!
В прохладе утра площадь перед монастырем выглядит гораздо романтичней чем вчера под палящим солнцем. Предстоит жаркий день – прогноз дает до 40 градусов выше нуля. И все пытаются как можно больше пройти утром.
Встающее солнце придает рельефность всему пейзажу, домам.
У нас, в Москве, такое случается чаще всего осенью, а иногда - ранней весной. Наверное, это одна из причин, почему многие любят осень. (Эта любовь особая, другая, чем летняя).
И я вытаскиваю фотоаппарат и никуда не бегу, хотя полностью остановится я не могу – надо держать темп.
Я опять догнал толпу и опережаю тех, кто начинал со мной уже на полных два дня. А сегодня мне придется идти со всеми и «ловить» места в приютах.
Видите, идти совсем не скучно.
Чуть больше часа пути и я прохожу место, где жили древнейшие люди Европы. Это памятник ЮНЕСКО и несколько плакатов приглашают посетить пещеру и раскопки с музеем. НО, всё это работает с десяти утра, а сейчас еще нет семи. Им бы и работать так, как идут пилигримы – с раннего утра до обеда. Тогда бы к ним заходили, и они свою денежку имели.
Наконец-то стали открываться первые кафешки! Голодные паломники саранчой их атакуют, повара без устали жарят яичницу, варят кофе и давят апельсины на сок. Здесь точно действует пословица: кто рано встает, тому Бог подает.
После завтрака идти гораздо веселее, хотя солнышко уже стало припекать.
Вы всерьёз думаете, что в рюкзаках этих «паломников» или "туристов" находятся спальники, одежда, и всё остальное?
Вдоль тропы работают несколько компаний такси, которые, всего за 5 Евро, довезут ваш рюкзак до требуемого приюта. Мне очень понравилась приписка на рекламе одной из таких компаний: «Рюкзаки оставляются в зоне рецепшн приюта. Рюкзаки до кровати не доставляются».
Видно, кто-то требовал, чтобы рюкзак ему донесли прямо до постели.
Все понимают, что, когда идет большой или очень старый человек – облегчить его путь необходимо.
А вот когда причин не видно, то с людьми с мини-рюкзаками просто здороваются, типа «Доброе утро!», но никогда не скажут «Buen Camino ».
Если люди не идут к истории, то история сама к ним приходит на улицу.
Дальше тропа выходит к летному полю аэропорта Бургоса. Злые языки Реклама утверждает, что из Бургоса летают самолеты до Барселоны и Мадрида, и даже дальше. Но, судя по той тишине и запустению на поле и в терминале, самолеты, если они и вылетали отсюда, то только при открытии аэропорта, ну, и может быть, по большим праздникам.
Мы идем вдоль забора, всё жарче и жарче и скучнее.
Наконец-то дохожу до Кастаньярес (Casta ñares ) с отличным колодцем (колонкой) с водой.
Вот теперь внимание, если кто-то соберется пройтись по тропе, - здесь тропа раздваивается: старая тропа идет вдоль дороги. Новая – чуть поворачивает влево и идет по парку вдоль реки.
Куда я пошел? Правильно, я пошел по старой тропе.
Не делайте моих ошибок.
Увертываясь, в очередной раз, от машин, которые сворачивали то на парковку, то на заправку, то в какой-то отстойник, я всё больше пропитывался запахом выхлопов от грузовиков.
Все остальные пилигримы пропали, кроме еще одного шибанутого велосипедиста.
И тут меня кто-то хлопает по плечу. Это тот француз, который вчера за ужином, высказывал неудовольствие православием. Сегодня он улыбался и вопросительно-вежливо поздоровался:
- Buen Camino?
- Спасибо! Вам также!
- С тобой можно пойти?
- Можно, если ты не будешь спрашивать о медведях на улицах, несу ли я с собой водку и не родственник я Путину!
Он рассмеялся и… пошел рядом.
Да, мы трепались! Мы делали то, что я осуждал пару дней назад. Мы шли и трепались. Не о религии. О жизни, об отпусках, где учатся/работают дети, жены. Они с женой собирались поехать на теплоходе по Волге из Москвы до Астрахани. И для него было неприятной новостью, что Волга так пересохла, что уже этого нет.
Я рассказал, как путешествовал на поезде от Москвы до Владивостока и обратно, как я был на Байкале и на БАМе.
А он рассказал, что я уже второй русский, которого он встретил в пути. А первым был молодой человек, которого звали Даниил. (Я его тоже встречал, вы помните? Получается, хотя все эти связи и незримы, но мы связаны друг с другом, через других. Привет тебе, Даниил!).
Мы учтиво пропускали друг друга на узкой тропинке.
Пройдя около получаса, и наглотавшись выхлопов в норме двух-трех лет, мы, наконец, дошли до светофора и смогли перейти на другую сторону дороги. Там, среди домов, можно было идти.
Нас догнал какой-то местный житель, этакий пузырь лет сорока, и он явно приложил много трудов, чтобы нас догнать. Он сказал, что это – старая тропа и именно здесь можно перейти на новую. Чтобы мы не заблудились, он нас проводил до поворота, всё рассказал и показал. И еще пожелал Buen Camino .
И мы пошли «как все» - в тишине, вдоль реки под тенью громадных вязов.
Так, совсем не заметно за беседой, мы дошли до центра города и вошли в исторический центр. Мой француз сразу поскучнел: видно, что он хочет отделаться от меня, он всё время заглядывал в свою бумажку, да вежливость не позволяет. (А я рассчитывал, что он мне покажет, где находится приют). Придется мне «делать красиво»:
- Окей. Мы пришли. Мне надо искать приют.
- А я хочу сразу попасть в собор, - быстро ответил он.
- Спасибо тебе за общение. Я рад, что тебя встретил.
- Я – тоже.
Мы пожали друг другу руки, и я сунулся в ближайший приют. Дверь была закрыта. «Всё занято» - ответили мне из-за двери.
Далеко я ходить не стал – я пошел в пансион. Ну хоть это я заслужил за 9 дней похода?
Я заплатил целых 17Евро за одноместный номер и получил номер с телевизором и рукомойником в номере, а душ и туалет – в коридоре.
После душа я пошел в главный собор Бургоса – собор святой Марии, построенный в 13м веке.
Ребята, это надо видеть! Я – избалованный турист и меня трудно чем-либо удивить.
Громадный, ажурный собор высится над площадью. (Но, как пишет путеводитель он второй по величине в Испании, после собора в Севилье).
Когда заходишь – поражает его светлость – он, как будто, светится изнутри. Светлые стены, идущий из-под купола свет. На этом фоне позолоченные алтари кажутся языками пламени. Свет всегда меняется от облаков, которые бегут где-то там, снаружи.
Только когда разбирал фотографии я обнаружил, что лавочка была подписана еще в 1763году.
Как атеист, я не понимаю, зачем надо было делать мозаику, которую могут увидеть только спина и ее нижняя часть – когда кресло свободно, оно складывается и мозаика практически вся закрывается. Но, ведь красиво! Не правда ли?
Собор имеет 21 приделов (маленьких церквей).
Для меня остается большой загадкой, почему и для чего в таком маленьком городке (население всего около 180,000 человек) построен такой храм?
Возвысить Бога? Человека?
Путеводитель обещал толпы верующих, но жара помогла – людей почти не было. При входе тебе выдают аудиогид. Но, минут через десять его вещаний, ты перестаешь слушать и ходишь пораженный архитектурой, картинами.
Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Здесь она говорит с тобой, где-то кричит ритмами кресел, где-то тихо расплывается почти пустыми стенами – она задает темп. И ты ходишь не понимая, что с тобой.
Наверное, этого и добивались создатели собора – ты просто с ним сливаешься.
Я планировал потратить на собор минут 20. Оказалось, я ходил по нему больше полутора часов.
После этого никаких сил не осталось – городские часы-термометр показывали 36 градусов.
Пришлось идти обратно в пансион, чтобы переждать самую жаркую часть дня.
Вечером прошел по улицам города и Бургос оказался дружелюбным ко мне.
Знаете, бывают города, которым ты безразличен или совершенно не нужен.
Наверное, это уже ахинея. :-)
Главная площадь Бургоса (это не площадь, где находится собор!).
Обратите внимание на метки на колоннах – до такой высоты доходила вода во время наводнений.
Ворота на соборную площадь
Со своего места в кафе мне не видно площадь перед собором – между домами только узкая полоска как люди выходят из темных ворот на площадь.
Одни удивленно останавливаются перед устремленным в небо собором и широтой площади. Все достают фотоаппарат (или то, что у них вместо камеры) и пытаются запихнуть собор в кадр. Пытаются отойти назад, но стены и потолок ворот ограничивают кадр. Кто-то начинает фотографировать «с земли». Однако и так собор не влезает в кадр. Он был рассчитан на человеческий взгляд, а не на объектив.
С бокалом красного вина я сижу в стороне от шумной толпы – она плывет мимо. Кто-то, проходя, махнул мне рукой (надеюсь, что мне). Я не могу увидеть – кто - отсюда люди кажутся почти силуэтами.
Жизнь продолжается.
Я остановился. На сегодня. На сейчас.
Другие завтра продолжат свой путь.
Buen Camino!
Справки
1. До Сантьяго осталось 490км.
2. Из Бургоса на скоростных поездах можно доехать до Барселоны (5 рейсов в сутки, включая ночной) или до Мадрида (2 рейса). Есть еще электрички и междугородние автобусы.
3. В следующем посте я постараюсь ответить на вопросы, которые мне задавали.