В последние годы увлечение составлением своих родословных приобрело почти что массовый характер. Инициатива, как правило, исходит от людей родившихся и выросших вне населенного пункта своих предков. Понятно, что желание узнать о своих корнях может только приветствоваться. В различных источниках есть памятки как начать эту исследовательскую работу. Но памятки и инструкции вещь не материальная, написано вроде бы всё понятно, откуда и как приступать к этому процессу, но очень много подводных камней на этом тернистом пути. При работе с архивными документами уже складывается картина, где и кто проживал. А если человек не знает очертаний населенного пункта, места, где проживали его предки, воссоздать полную картину невозможно.
Для начала этой работы в первую очередь важны исходные данные о населенном пункте, где жили ваши предки. Почему это важно? Многие деревни и сёла имели одинаковые названия. И таких только в Балашовском уезде было по нескольку – Львовка, Березовка, Дмитриевка, Фёдоровка, Ольгино. Названия давались по имени владельца (владелицы), по названию населенного пункта, откуда крестьяне были переведены, по народному названию места, вблизи которого была построена деревня или село. Многие носили двойные названия. На мой первый запрос о наличии ревизских сказках деревни из Государственного архива Саратовской области (ГАСО) пришло предложение о деревне из другого уезда. В ряде документов XIX века встречаются искаженные названия населенных пунктов. Названия сел Чириково в одних документах написано так, в другом – Чирково, Перевесенки – Перевесинки. Ещё неплохо было бы найти хоть какие-то воспоминания о родовом поместье предков, их занятиях. В больших сёлах ещё до сих пор помнят тех, кто был хорошим плотником, каменщиком, печником или плотником. Подчас существовали целые династии таких специалистов. В одной деревне фамилия Комины означала, что её представители являются печниками. Ещё не стерлись в памяти народной фамилии владельцев мельниц или маслобоек, если таковые существовали в этом селе.
Не менее важна фамилия владельца деревни или категория крестьян – государственные, однодворцы или удельные. Владельцы деревень очень часто менялись: продавали, передавали в качестве приданного или меняли. В записях в Межевом деле может стоять одна фамилия, в ревизских сказках более ранних другая, а в списках населенных мест – третья. Приведу один из подобных примеров. По воспоминаниям семьи Веселовских, соседи по их имению носили фамилию Кувичинские, в последующих документах – Каучинские. Если вы будете искать последнюю в списке дворян Саратовской губернии, то Каучинских вы там не найдете, а вот Кувичинские – есть. Таких ошибок довелось встречать предостаточно.
В конце XIX начале ХХ веков деревни и сёла отличались наличием господствующих фамилий: Ивановых, Смирновых, Гагариных и др. Это было связано с тем, что крестьяне очень редко покидали родные края. Да, уезжали в поисках лучшей жизни крестьяне в Сибирь, Оренбуржье или Донскую область. Но на родине оставалось ещё несколько семей большого рода. В небольших деревнях распространённых фамилий было 2-4, в крупных сёлах и деревнях – 10-15. В таких условиях очень сложно вести поиски именно «своего» предка. Могут быть не только однофамильцы, но и со схожими именами и отчествами. В данном случае решать может только возраст или конкретный год рождения.
Россия всегда была многонациональной страной и Балашовский уезд не исключение из правил. На его территории обрели свою новую родину малороссы (украинцы), мордва, мещеряки и другие менее малочисленные народы. Так, у истоков части населенных мест 1-й Ивановской, Мещеряковской, Песчанской, Еловатской Красавской, Крутцовской, Росташевской, Львовской, Мало-Семеновской Самойловской, Аркадакской, Перевесинской волостей стояли малороссы. Село Репное и выселок Мачи, село Мордовский Карай и Хутор Мордовского Карая (Ежовка) основала мордва. Деревню Анно-Успенскую Казачкинской волости, село Благовещеиское (Пашкова), деревню Александровку (Песчанка) Благовещенской волости и деревню Авдотьино (Дуничкино) обживали мещеряки.
Знания о сословиях России тоже не помешают в этой работе. В этом случае никогда не перепутают "помещичьих" крестьян с "экономическими" или "удельными". 2-я Ивановская, Грязнухинская, Усть-Щербединская, волости, село Пинеры (Козьмодемьяновское) основаны были удельными крестьянами из Тамбовской губернии. Удельные крестьяне, как и однодворцы, начиная с XVIII века, уже имели фамилии и их можно искать в архивных документах именно по этому признаку.
Многие, казалось бы незначительные, знания из прошлого могут облегчить поиск предков. Предания, какие-то семейные прозвища могут помочь решить сложнейшую родословную головоломку. Подчеркиваю, что не всегда фамилия (особенно бывших помещичьих) крестьян говорит прямо о имени какого-то предка. Порой предания «старины глубокой» могут вывести на правильный путь вашего поиска. Не стоит пренебрегать никакими мелочами, нельзя делать преждевременные выводы! Только получив на руки неопровержимые доказательства родства можно говорить об успехе поисков! А чтобы искать – необходимо время и терпение.
В краеведческой, несистемной, работе очень много тонкостей, на которые порой и не обращают внимание. Чем большими знаниями о предмете изысканий располагает поисковик, тем лучше. Неважно, где получены эти данные! В любом случае каждая мелочь требует всесторонней проверки. Год основания с. Рязанки Красно-Коленской волости, 1739 год, у меня, например, вызывает большие сомнения. Также как и основание с. Лунино Марьевской волости переселенцами из с. Лунино Пензенской губернии в 1740 году. Всё это необходимо документально подтверждать. Имеющиеся в открытом доступе документы пока этого не подтверждают.
Приятного прочтения.