В Чебоксарах началась работа по разработке концепции развития прибрежных территорий малых рек: Чебоксарки, Сугутки и Трусихи, протекающих в границах города. Первым публичным мероприятием в рамках нее стала открытая проектная сессия. Организатором сессии, в которой приняло участие более ста человек: экспертов и рядовых горожан, выступила городская администрация. Проектная работа должна занять полгода и ее результатом станет мастер-план «Три реки».
Чебоксары уже имели опыт проведения подобных общественных обсуждений. Похожим образом разрабатывалась концепция благоустройства Московской набережной. В нынешнем случае, как и три года назад, к работе привлекли архитектурную лабораторию МАРШЛаб. Помимо архитекторов в «маршлабовскую» команду вошли социологи, антропологи и урбанисты. Они заранее провели свои полевые исследования и поделились его результатами с участниками проектной сессии.
Почему с малыми реками нужно что-то делать?
Эксперт по городской экологии Владимир Куликов называет как минимум три причины, почему с чебоксарскими речками необходимо что-то предпринимать. Сейчас для большинства горожан они воспринимаются как зоны социального отчуждения, или проще говоря, как свалки. В тоже время в нынешнем виде они несут определенную угрозу. Таяние снега, обильные дожди и замусоривание русел рек приводит к затоплению территорий. А промышленные отходы, стоки со свалок и автомобильных дорог, из-за которых в воду попадают тяжелые металлы, нефтепродукты и патогенная флора, представляют непосредственную опасность для здоровья людей. Не говоря уже о неприятном запахе, источающем речками, и отсутствии в них живности.
Владимир Куликов:
Какая ситуация сейчас?
Социальный антрополог Марина Байдуж говорит, что чебоксарцы большое значение придают воде в целом. Скорее всего из-за того, что жизнь города тесно связана с Волгой. Но на ментальной карте горожан нет малых рек.
Марина Байдуж:
Почему сложилась такая ситуация?
Руководитель «Агентства территориального развития Чувашии» Этнер Егоров говорит, что сейчас в интернете можно найти множество картинок начала 20-го века с красивыми лодочками и мостиками. В то время речки были органично вплетены в повседневную жизнь города, как улицы или остановки общественного транспорта. Но все изменилось с появлением Залива.
Этнер Егоров:
Место слияния Чебоксарки и Сугутки по-прежнему выглядит довольно живописно, но оно скрыто от глаз горожан – берега заросли непролазным кустарником. Сейчас это заброшенные территории. Местный краевед Алексей Киров считает, что к сложившейся ситуации город шел давно.
Алексей Киров:
Что можно сделать с малыми речками?
Между тем и в мире, и в России есть успешные примеры восстановление естественного состояния рек, научным языком – экоревитализации. Например, в Перми по инициативе местных жителей были благоустроены речки Уинка и Зеленка. Первое, что сделали активные горожане – изменили к ним отношение. Когда они поняли, что те в конце концов впадают в Каспийское море, статус маленьких речушек вырос до «вселенских» масштабов. Это так называемая низовая инициатива. Но есть и другие примеры, когда инициаторами изменений становились власти или коммерческие организации. Например, в Татарстане в 2016 году, который был объявлен годом водоохранных зон, в городе Кукмор был реализован проект по благоустройству реки Нурминка. В Ижевске инициатором развития прибрежных территорий выступил один из застройщиков с проектом «Вернем реки городу» .
В Чебоксарах драйвером разработки мастер-плана, кстати, тоже стал застройщик. Директор по развитию строительной компании «Отделфинстрой» Алексей Мурыгина напоминает, что год назад он встречался с главой Чувашии. Тогда и прозвучала идея превратить малые реки в точки туристического притяжения. Даже озвучивалась сумма – 20 млн рублей. Однако, как уточняет Мурыгин, речь идет только о стартовых затратах. В итоге застройщик нанял МаршЛАБ, чтобы те провели подготовительную работу и разработали мастер-план, а городская администрация помогла с организацией проектной сессии.
Алексей Мурыгин:
По мнению инициаторов, выгоды от этого проекта следующие. Во-первых, в городе могут появиться новые общественные пространства. То, что делается в рамках нацпроекта «Комфортная городская среда» – это по сути ремонт и реанимация существующих территорий, проект «Три реки» позволит создать именно новые. К тому же во многих районах Чебоксар, удаленных от центра города, в принципе отсутствуют общественные пространства. Второе – город вытянут вдоль рек, которые протекают через все районы, но при этом короткие связи между ними отсутствует. Можно вложить миллиарды в Московскую набережную и Залив, но люди с Юго-Западного района туда не поедут, потому что это неудобно, рассуждает Мурыгин. А так можно создать пешеходную и велосипедную связи. И еще: сегодня все земли, прилегающие к малым речкам, не ухожены и заброшены. Вовлечение их в оборот позволит привлекать сюда инвесторов, тем самым пополняя бюджет города.
Что предложили участники общественных обсуждений?
В рамках проектной сессии всех участников разбили на 15 групп, которые должны были сгенерировать свои предложения, а затем их презентовать за короткое время. Во время презентаций прозвучало несколько идей, которые разработчики пообещали учесть и по возможности использовать в итоговой концепции.
Предложения
- Между Садовыми и Байконуром организовать большую зону отдыха с амфитеатром и оттуда проложить велодорожку (зимой это будет лыжная трасса) до Залива.
- Очистить реки от прибрежного мусора, создать закольцованные пешеходные маршруты, связывающие все три реки.
- Разместить на речках предприятия, которые смогут заниматься производством удобрений, перерабатывая речной ил.
- Разбить новый парк, а для того, чтобы сделать его доступным для горожан, построить несколько парковок.
- Отвести ливневую канализацию от рек, и тогда вода станет чистой. Сделать несколько небольших запруд, чтобы реки дополнительно получали очистку.
- Разбить речки на секторы, закрепить их за жителями прилегающих территорий, чтобы они их благоустроили своими силами. А затем провести среди них конкурс.
- В месте, где Чебоксарка достаточно полноводная, организовать станцию и байдарочный маршрут.
- Не благоустраивать полностью всю реку, а выделить несколько рекреационных зон возле жилых массивов – нынешних или будущих.
- Создать открытый этнокомплекс в том месте, где собственно по официальной версии и появился город Чебоксары, и сделать его туристической достопримечательностью.
- Создать вдоль рек центры досуга с зооуголками, связав их экотропами.
- Объяснить людям, для чего нужны реки, изучить их историю и создать бренд для формирования туристической привлекательности.
- Уже в этом году провести городской фестиваль в месте, где все три речки впадают в Залив.
Кстати, организаторы уже подхватили эту идею и в свою очередь предложили сделать финальную презентацию проекта в июле на этом фестивале.
Что будет сделано дальше и в какие сроки?
Представитель МаршЛАБА Филипп Якубчук говорит, что на разработку стратегии потребуется полгода. За это время планируется провести с горожанами несколько встреч. При этом он честно признается, что пока не знает, когда будет следующая. По его словам, нынешнее мероприятие нужно было для сбора информации, чтобы потом ее интерпретировать и превратить в предварительные наработки.
Филипп Якубчук:
И, наконец, сколько это будет стоить?
Замглавы администрации Чебоксар по архитектуре и строительству Иван Кучерявый подчеркивает, что пока готовится пилотный мастер-план, на основе которого будет разрабатываться проектно-сметная документация. Поэтому о том, что и сколько будет стоить, говорить еще рано. При этом он заявляет, что городские власти понимают весь масштаб проекта и рассчитывают на помощь федерального или республиканского бюджета.