Отечественная война 1812 г., заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг., как отмечают историки, оставили неизгладимый след в истории башкирского народа. Немалое влияние оказали они и на народное творчество. Особенно много сохранились легенд и исторических преданий о Кахым-туре, предводителе башкирского полка в Отечественной войне. Они в большинстве опубликованы.
Историзм этих легенд рассматривается в статье А.З. Асфандиярова «Есть история у дедов» . Известный этнограф, уроженец д. Аючево Р.З. Янгузин в своей статье (Башкортостан. – 2006. – 1 февраля) рассматривает также шежере Касима Мурдашева, основываясь на преданиях и легендах и доводит его до наших дней.
В 1966 г. в д. Аючево Ф. Рахимгулова от Казакбаева Алтынбая Янгужевича (1879) записала следующее предание: «Когда-то аулы Мырдаш и Аюсы были слиты между собой. Там жил старик по имени Мугатай. У него было двое сыновей, которых звали Тувай и Хатлык. У Хатлыка не было детей, тогда как Тувай имел сына по имени Казакбай. От Казакбая родился сын Мырдаш, от Мырдаша – Кахым-туря. Кахым-турю называли Туйсиным. Это неверно – должно быть Туваев, ибо отца его деда звали Туваем» .
Однако в 1964 г. в той же деревне фольклористом Н.Д. Шункаровым от того же информатора, то есть от Казакбаева Алтынбая Янгужевича была записана родословная Кахым-тури.
В ней отмечены Сатлык и Тубай. Сын Сатлыка – Казакбай, Казакбая – Янгужа, отец информатора. От Тубая родился Мырдаш, от него – Кахым-туря. Казакбай, по первой легенде, и привел коня Кахым-тури домой, и на нем стал ездить сын Кахым-тури Хайбулла. Таким образом, Казакбай в одной и той же легенде указан и как дед Кахым-тури, и как его сослуживец – друг, что нереально. На это никто не обратил внимания.
А.З. Асфандияров доказал на основе привлечения ревизских сказок, что Кахым-туря – это проживавший в д. Аючино Стерлитамакского уезда Касим Мурдашев (1778 – 1813). Его отец же Мурдаш Тойчин (1747 – 1827) в 1816 г. зарегистрирован в д. Мурдашево. Таким образом, отцом Мурдаша был Тойчи или Туйсы.
Кем же тогда является Казакбай?
В 1816 г. в Аючино в домах №№ 38 и 39 проживали родные братья Абдулсалим (1764 – 1831), Сатлык (1777 – 1826), Кинзябулат (1777 – 1813) Кулушевы. У Сатлыка показан старший сын Казакбай (1787 – 1837).
В доме № 37 жил Кучкар Тойчин (1743 – 1813), то есть старший брат Мурдаша. Возможно, и отец Сатлыка Кулуш приходился братом Мурдашу и Кучкару Тойчинам. В таком случае, Казакбай Сатлыков приходился бы Кахым-туре двоюродным племянником. Таким образом, Казакбай Сатлыков был современником Кахым-тури и в самом деле довольно близким родственником. Он вполне мог быть участником Отечественной войны 1812 г.
Также отметим, что в документах X ревизии 1859 г. племянником 49-летнего Хайбуллы Касимова Мурдашева (1810) указан 52-летний Алтынчура Алтынгузин (1807)[1] . В 1816 г. в Аючино в доме № 20 отмечены Алтынгузя Якятев (1770 – 1847) и его второй сын Алтынчура (1807). Наверное, Якят также приходился родным братом Мурдашу, Кучкару и Кулушу.
Кахым-туря в ревизской сказке 1816 г. показан сотником. В преданиях и песнях говорится, что он был отравлен. Женой Кахыма была Сафия. В другой легенде она названа Сафурой:
"Ҡаһымнарҙан ҡалған Сафураны
Билләренән тотоп кем һөйәр?
Ун һигеҙҙә йәшлек Сафура
Биҙәр микән ҡайыш биленә
Сәмәрҡәндән килгән әй Сафура
Ҡайтыр микән тыуған иленә."
Однако в 1816 г. родной брат Касима Мурдашева 23-летний Хисамутдин вторым браком был женат на 30-летней Рабиге (1786). Вполне возможно, что Хисамутдин женился на вдове своего брата после его смерти.
Также отметим, что потомки Касима даны в фольклорных произведениях правильно, тогда как Казакбая – нет. Информатор неправильно указал своего деда. На самом деле, у Казакбая Сатлыкова был один сын Буранбай (1818). Старший сын Буранбая – Зиянгужа (1839). Один из сыновей Янгужи (Зиянгужи) Шамсутдин (1878 – 1938), родной брат Алтынбая Казакбаева, являлся муллой, в 1938 г. был расстрелян.
В 1836 – 1839 гг. проводился учет участников антинаполеоновских войн в 1812 – 1815 гг. В результате в Аючево современного Стерлитамакского района были учтены еще живые ветераны: Алтынгузя Магадеев, Нигматулла Халитов, Арынбай Кучкаров, Рахматулла Тимеркаев, Абдуллатиф Абдулнасыров – всего 5 человек. В Ашкадар Максютово их трое: зауряд-хорунжий Исхак Уметбаев, Иминбай Минлибаев, Рахматулла Абубакиров.
Если аючевцы современного Стерлитамакского района участвовали в войнах в составе 12-го башкирского полка, то максютовцы современного Стерлитамакского района – были в 13-м. Все они были награждены серебряными медалями «В память войны 1812 года», «За взятие Парижа 19 марта 1814 года».
Нигматулла Хамитов (1784) был еще жив в 1850 г.[2] Аргынбай Кучкаров (1788) приходился двоюродным братом Кахым-туре. Прямого потомства не оставил Рахматулла Тимеркин (1792 – 1846). Алтынгузя Магадеев в ревизских сказках по д. Аючево не значится. В доме № 21 указан Аллагузя Магадеев (1780). Возможно, он и является участником Отечественной войны 1812 г. Переписчики могли исказить его имя. Абдуллатиф Абдулнасыров же (1794) – второй сын Абдулнасыра Иткучукова. Кроме этих лиц, участником антинаполеоновских войн из аючевцев являлся будущий юртовой старшина Губей Биккинин Азнаев (1779 – 1846).
Из максютовцев Рахматулла Абубакиров (1793) – второй сын Абубакира Максютова, внук основателя деревни. Переписчики также исказили имя Ишимбая Минлибаева (1784), написав Иминбаем. Ишимбай имел только дочерей, сыновей у него не было. В формулярных списках отмечается также, что Исхак Умитбаевич Иманов (1791) в самом деле был участником Отечественной войны 1812 г. и последующих заграничных походов. Однако чина зауряд-хорунжего в 1837 г. он еще не имел, был лишь урядником.
Таким образом, аючевцы и максютовцы современного Стерлитамакского района внесли посильный вклад в дело защиты Родины от неприятеля.
В Аючево родился и вырос народный герой, воспетый в фольклорных произведениях, Кахым-туря – сотник Касим Мурдашев.
[1] ЦГИА РБ. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 1625а. Л. 267; Это выписки (копии) из ревизских сказок, сами документы ревизии 1859 г. не сохранились.
[2] Имя его отца в ревизских сказках можно прочесть и как Хамит, и как Халит. Хамит (Халит) Абдулгафаров жил в соседнем доме.