Именно так - вопреки любым законам времени
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Сегодня в прицеле нашего внимания весьма необычная лента - получившая в 2002 году «Оскар» за лучший сценарий (тогда эта награда ещё что-то стоила) кинокартина «Госфорд Парк». Что интересно, идея фильма содержала несколько в высшей мере интересных идей. Начнем с того, что было вынесено в заголовок.
Да-да, не удивляйтесь, но в данном случае сначала появилась пародия, а затем фильм, который как бы пародировался. «Госфорд Парк» является «серьезной версией» весьма популярного в свое время - «Ужина с убийством» (1976). «Ужин» создавался сам по себе, закладывая основы кино-пародии «нового вида». Олтмен всего лишь предположил, а что мог бы пародировать в 70-ые годы Роберт Мур, который был в большей степени известен как театральный режиссер?
Несмотря на явную перекличку сюжетов, «Госфрод Парк» является совершенно самостоятельным произведением. Это как бы «пародия в квадрате», когда собственно фильм перестает быть комедийным. Мы видим как бы «концептуальное подражание» классическому английскому детективу. Опять же есть отсылки к «Дживсу и Вустеру», в большей степени через появление в качестве инспектора полиции (Стивена Фрая). Хотя нельзя сказать, что он стал драматическим приобретением фильма.
Если же говорить о детективной линии, то с самого начала (предполагая, что случится убийство) вы переживаете нечто вроде тихой паники. В имение Госфорд Парк на устраиваемую в округе охоту прибывает пятнадцать «господ» и их сопровождает не меньшее количество слуг. Вы, конечно же, пытаетесь уследить за их передвижениями, возможными мотивам. Однако людей в действии ТАК МНОГО, что через полчаса забываете про эту затею.
Опять же весьма занятно показаны соотношения социальных слоев. На улице стоит 1932 год Британская империя ещё мнит себя геополитическим гигантом, а «господа» живут как бы сами по себе, полагая их «слуг» своего рода мебелью. Но среди прислуги тоже кипят страсти и есть интриги. Чего только стоит сцена «беглого» обеда, когда слуги за столом на нижнем этаже должны сесть по старшинству их хозяев
Впрочем, есть и иная сторона дела. Что невольно вызывает в памяти детективные романы Рекса Стаута, когда детектив Ниро Вульф посылал узнавать некоторые детали своего помощника Арчи Гудвина. Ну или мушкетеры Дюма, у которых были слуги, также активно содействовавшие развитию сюжета (этому посвящены несколько французских комедий с участием группы «Шарло» - «Трое против кардинала» и т.д.) Слуги знают много больше их чопорных господ. Однако кто на них обращает внимание?
Повторимся. Олтман любит экспериментировать с жанрами, и то, что в самом начале подавалось как «английский детектив» в итоге становится «криминальной драмой», напоминающей нуар. Подобная мысль появляется, когда после часа действия убийство так и не произошло. А когда оно случается, то для «расследования» остается не более двадцати минут сценического времени. Когда же инспектор успеет опросить почти тридцать персонажей?
А это и не потребуется. Опять же от нуара достался один характерный прием. Например, в «Китайском квартале» (1975) ни одна сцена не происходит в указанном месте. А в «Госфорд Парке» никто ни разу не упомянул название это имения. За то часто поминают такого персонажа как Чарли Чен, который как раз был одним из участников «Ужина с убийством» (1976)