13 сентября 1965 года в США вышел сингл Yesterday. Песня Пола Маккартни настолько отличалась от творчества "Битлз", что остальные участники группы не хотели включать её в альбом Help! и издавать синглом в Британии. Но именно Yesterday стала самой популярной песней "Битлз".
Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941
Чтобы услышать музыкальные иллюстрации к этому тексту -
СЛУШАЙТЕ ПОДКАСТ:
Сон
Пол Маккартни утверждал, что услышал эту мелодию во сне, когда гостил у родителей своей девушки Джейн Эшер:
"Я жил в маленькой квартире на верхнем этаже, и возле моей кровати стояло пианино. Однажды утром я проснулся и понял, что в голове у меня вертится какая-то мелодия. Я подумал: "Я не знаю эту мелодию. Или всё-таки знаю?" Она напоминала мне джаз. Мой отец знал много джазовых мотивов, и я подумал, что, возможно, просто вспомнил один из них. Я сел за пианино, подобрал аккорды и постарался их запомнить, а потом начал приставать ко всем с вопросом: "Вы такую мелодию слышали? Неплохой мотив, но я не мог его сочинить - ведь он мне приснился!"
Позже Боб Дилан заявил, что "в мире существуют миллионы песен, похожих на Michelle и Yesterday". Но с ним, похоже, Пол Маккартни посоветоваться забыл.
Яичница
Поскольку мелодию (кроме Боба Дилана) никто не узнал, Пол начал сочинять слова. Это оказалось нелегко. Первое, что пришло в голову - scrambled eggs (яичница), что рифмовалось со словом legs (ноги).
Эту версию Пол Маккартни исполнил в 2010 году на шоу Джимми Фэллона вместе с ведущим:
Scrambled eggs
Oh, my baby, how I love your legs...
Not as much, as I love scrambled eggs... - ну и так далее.
"Я потратил уйму времени, пытаясь найти слова, которые бы подходили так же хорошо, как scrambled eggs", - рассказывал потом Пол.
Продюсер "битлов" Джордж Мартин утверждал, что впервые услышал эту мелодию в 1964 году в парижском отеле. Если так, то до 1965 года Пол успел изрядно надоесть всем, продолжая биться над словами к навязчивому мотиву.
По словам Джона Леннона, песня всплывала каждый раз, когда группа работала над новыми композициями. А во время съёмок фильма Help! Маккартни сел за фортепиано прямо на съёмочной площадке и в сотый раз начал играть мелодию, надеясь придумать наконец подходящие слова. Режиссёр сказал, что если Пол немедленно не прекратит это "творчество", он прикажет убрать инструмент.
А вот Джордж Мартин времени терять не стал: пока Пол думал над словами, он взял и выпустил инструментальную версию композиции в США. Когда появилась настоящая Yesterday, американские фанаты писали группе, что уже слышали какую-то музыку под дурацким названием Scrambled Eggs - точную копию Yesterday!
Только в мае 1965 года, когда Маккартни гостил у друзей в Португалии, его наконец осенило:
"Внезапно у меня родились начальные строки из одного слова - yesterday и suddenly.
Я начал развивать идею: та-да-да... yes-ter-day.. sud-den-ly... fun-il-ly... mer-il-ly... и снова yes-ter-day. Неплохо. К слогу -ay легко придумать рифму: say, nay, today, away, play, stay - так я постепенно собирал строчки по кусочкам.
Sud-den-ly - снова лёгкая рифма: e, me, tree, flea, we - и вот, у меня уже была готова основная часть".
В Лиссабоне Пол одолжил гитару у гитариста группы The Shadows Брюса Уэлча и впервые сыграл Yesterday в том виде, как мы её знаем сейчас.
"Пол сказал, что хочет название из одного слова и подумывает о Yesterday, но боится, что оно слишком банальное. Я убедил его, что на самом деле оно хорошее", - рассказывал Джордж Мартин.
"Звук Мантовани"
Песню Yesterday записали в студии Abbey Road 14 и 17 июня 1965 года. Впервые в истории "Битлз" в записи участвовал только сам Пол Маккартни. И струнный квартет. О том, как это вышло, ходят противоречивые легенды.
Самая известная версия - Маккартни хотел записать песню в сопровождении струнного квартета, и эту идею ему помог реализовать Джордж Мартин:
"Я хотел использовать в аранжировке несколько струнных инструментов. Джордж Мартин сказал: «Тогда, может быть, струнный квартет?» Идея была чудесная. Мы сели за рояль и придумали, как это будет звучать".
Но есть и другая история (она изложена в монографии Рея Коулмена "Вчера и сегодня"): идею со струнными выдвинул Джордж Мартин, и поначалу Пол пришёл в ужас. До этого были испробованы многочисленные аранжировки с органом, ударными, другими инструментами. В итоге решили, что будет лучше, если Пол исполнит песню соло под акустическую гитару.
И тут Мартин предложил испробовать "что-нибудь радикальное". Маккартни ужаснулся: "Мы же рок-группа! Мы не можем звучать, как Мантовани!"
Паоло Аннунцио Мантовани, англо-итальянский дирижёр и композитор в жанре "лёгкой" музыки был невероятно популярен в то время - он прославился так называемым эффектом "каскадных струн", который называли "звук Мантовани". Хотя разработал этот приём композитор и аранжировщик Роналд "Ронни" Бинг. Но даже перестав работать с Бингом, Мантовани сохранил фирменное "струнное" звучание оркестра. В книге British Hit Singles & Albums говорится, что его альбом был самым успешным в Британии до "Битлз".
Джордж Мартин убедил Пола попробовать и сделал аранжировку для струнного квартета. И всё же Маккартни настоял, чтобы струнные играли без вибрато - чтобы музыка не звучала "слишком напыщенно". И добавил в партию виолончели несколько блюзовых нот.
14 июня Пол записал два дубля песни - соло под гитару, без струнных.
Первый дубль включён в "Антологию "Битлз"-2. На записи слышно, как Маккартни объясняет последовательность аккордов Джорджу Харрисону. Непонятно зачем, если тот не принимал участия в записи. Во втором куплете Пол перепутал местами строки и слышно, как он еле сдерживается от смеха.
Второй дубль признали лучшим и 17 июня записали партию струнных.
При этом Пол, у которого не было музыкального образования, очень удивился, когда музыканты струнного квартета назвали начальный семитактовый период песни "неквадратным построением" и заявили, что "так не бывает" и что "музыку так не пишут".
Релиз
"Битлз" не хотели включать Yesterday в альбом Help! По одной версии - потому что Пол Маккартни записал её сам, без участия остальных. По другой (официальной) версии - песня слишком отличалась от всего, что тогда пели "Битлз".
Кроме того, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Стар настояли, чтобы Yesterday не выпускали отдельно в Британии.
Но в США сингл всё-таки вышел: в отличие от британского Parlophone, на американский Capitol Records "Битлз" такого влияния не имели.
Уже через месяц Yesterday вышла на первое место в американском хит-параде и разошлась тиражом в 1 миллион экземпляров за пять недель. Следующие восемь лет песня оставалась самой популярной на американском радио.
Yesterday достигла первого места в хит-парадах многих стран, во всём мире было продано более 3 миллионов экземпляров.
А в Великобритании сингл Yesterday вышел только одиннадцать лет спустя, в 1976 году. Сначала песня была издана в 1966 году на одноимённом мини-альбоме с другими песнями из альбома Help! (куда её в итоге всё-таки включили).
В концертную программу Yesterday вошла тоже не сразу - её включили в репертуар летом 1966 года во время турне по ФРГ, Японии, Филиппинам, США и Канаде.
На шоу Дэвида Леттермана Маккартни вспоминал, как, выступая с Yesterday, он впервые оказался на сцене один, без остальных участников "Битлз". Перед тем как открылся занавес, к нему подошёл техник и спросил:
- Нервничаешь?
Пол собрался и сказал:
- Нет.
- А надо бы, - сказал техник. - По телевизору концерт смотрят 73 миллиона человек.
Популярность
Нужно ли тут говорить о цифрах? Все чарты, которые возглавляла песня Yesterday, перечислить невозможно. Только на американском радио и телевидении её транслировали более семи миллионов раз.
Журнал Rolling Stone поставил Yesterday на 13-е место в списке 500 величайших песен всех времён.
В 1999 году британская радиостанция BBC 2, сопоставив итоги опроса среди музыкальных экспертов и слушателей и показатели продаж, назвала Yesterday лучшей песней XX столетия.
По версии финансового портала 24/7 Wall Street Yesterday - лучшая песня в истории человечества.
Именно Yesterday привлекла к "Битлз" внимание старшего поколения - до этого по ним фанатела в основном молодёжь.
Даже сейчас, быть может, есть люди, которые не знают других песен "Битлз", но песню Yesterday знают все!
При этом, хотя Yesterday написал и записал сам Пол Маккартни, её авторами, как и у всех остальных песен "Битлз", указаны "Леннон-Маккартни". Рассказывают, что, когда издавали "Антологию "Битлз", Пол спросил у Йоко Оно, можно ли хотя бы поменять в песне Yesterday авторов местами, но та ответила отказом.
Сам Джон Леннон говорил, что в песне Yesterday нет смысла.
После того, как "Битлз" распались, Джон Леннон в своей песне How Do You Sleep прошёлся по Маккартни катком:
The only thing you done was yesterday
And since you've gone you're just another day
("Всё, что ты сделал, было Вчера
А с тех пор, как ты ушёл, ты просто "Ещё один день") -
довольно грубый намёк на самую успешную песню Маккартни в составе "Битлз" и его сольный хит 1971 года Another Day. Джон Леннон указал автором этих слов себя, но английский издатель Феликс Деннис утверждал, что к стихам приложила руку и Йоко Оно.
И всё же, в своей язвительной манере, но Джон Леннон признал крутость творения Пола Маккартни:
"Когда я хожу в ресторан, группа всегда начинает играть Yesterday. Мы с Йоко даже расписались на скрипке одному парню после того, как он сыграл нам Yesterday. Он не мог понять, что это не я написал песню. Но, думаю, он бы не смог ходить от столика к столику, играя I Am The Walrus".
Yesterday входит в Книгу рекордов Гиннеса по количеству каверов (сейчас их насчитывают более 3000).
Если вам интересно узнать о других песнях "Битлз", читайте также:
Мишель - кому Пол Маккартни посвятил свой хит?
Girl - первая песня "Битлз" в СССР
Something: Джордж Харрисон, его жена и... как появилась одна из лучших песен о любви
Благодарю за внимание!
Если будет время и желание, загляните:
YouTube RuTube Nuum Telegram Boosty
И слушайте подкаст «Истории о песнях»!
Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941