Почему старые игры рулят? Почему одно лишь упоминание архаики из прошлого тысячелетия типа Need for Speed Porsche 3, Heroes of Mighty Magic III, Starcraft или Mortal Combat вызывает в нас бурю приятных эмоций? Может дело лишь в психологии? Или в этих играх действительно есть что-то такое, что делает их вечной классикой? Давайте попробуем разобраться. Следует только сделать допущение, что приведённый здесь список будет содержать только игры в жанре "автогонки" и точно не претендует на звание "истинного рейтинга лучших игр всех времён и народов", т.к. это довольно индивидуально. Мы просто разберём несколько любопытных феноменов.
Need for Speed 5 - Porsche Unleashed
Разработанная студией EA Canada и изданная Electronic Arts в 2000 году эта игра наделала много шума в странах бывшего СССР, и большинство из тех, кто играл в неё 20 лет назад (ух как быстро время летит) вспоминают о ней с особенной теплотой и сегодня.
Почему же игра была так хороша? Вот мои предположения:
- Эта игра делала Porsche ближе. Играя, ты становился как бы "частью клуба";
- Геймплей предусматривал не только гонки. Очень увлекательно было скупать битые автомоили, ремонтировать и продавать. А ещё была актуальна уловка с "запасанием" кабриолетов 356, при переходе в новую эру их можно было продать втридорога.
- Очень сбалансированное управление, отличная графика, красивые локации.
- Исключительно полная коллекция автомобилей Porsche. Мне удалось насчитать 84 автомобиля. Играя в NFS5 можно было довольно неплохо изучить историю модельного ряда марки.
- Общее качество, атмосфера, детализация.
GTA San Andreas
После GTA 3 и GTA Vice City эта игра уже не выглядела революционной. Но именно она оказалась самой классной, самой сбалансированной и увлекательной из всех игр серии GTA 3.
В вышедшую в 2004 году GTA San Andreas я играю уже, получается, 17 лет! Да, у меня всё тот же сэйв, который кочует с компа на комп. Я не думаю, что я в этом одинок. Время от времени я открываю игру и пускаюсь во все тяжкие вместе с Карлом.
Каждый, кто играл или играет в неё, может назвать массу собственных причин популярности игры тогда и актуальности её сейчас. Кроме общей для всех ГТА открытости мира и безграничных возможностей у SA есть что-то еще, что-то что выделяет её из всех остальных:
- Невероятно увлекательный сюжет. Ты словно проживаешь вторую жизнь. Это больше похоже не на игру, даже не на фильм, а на процесс чтения увлекательной книги, когда отождествляешь себя с главным героем.
- Наиболее сбалансированное управление персонажем и всеми видами транспорта;
- Самое большое сообщество моддеров. Простота моддинга, которая позволяет не просто попробовать себя в роли гейм-девелопера, а полностью войти в этот процесс.
Colin McRae 2.0
Выпущенная компанией Codemasters в 2001 году Colin McRae Rally 2.0 для меня является абсолютно лучшей раллийной игрой всех времён и народов. И причина тут только одна, зато сверхвесомая:
- Неповторимо реалистичное чувство автомобиля и полное погружение при управлении клавишами.
Я играл в большое количество гоночных игр - от старых до самых современных. Это были и аркады, и симуляторы и нечто среднее. Я сам пробовал себя в роли разработчика игр. Но нигде и никогда я не видел такой удивительно точной реализации ощущений. "Второй МакРэй" хорош настолько же, насколько хороши используемые в нём автомобили. Потратив дни на прохождение, вкатываешься настолько, что уже не просто понимаешь габариты своего автомобиля и чувствуешь разницу настроек, а буквально пятой точкой воспринимаешь тряску при вылете с асфальта на гравий... Это за пределами разумных объяснений. Это - настоящая магия.
Резюме
Особенно тёплое отношение к старым добрым играм - вещь сложная. Частично его можно объяснить ностальгией и тем, что для нас 20-30 лет назад всё это было в новинку и очень ярко воздействовало на воображение. Но есть и другая причина:
Старые игры были проще устроены. Их было банально проще делать.
А отсюда вытекает целый ряд преимуществ:
- Естественные ограничения возможностей заставляли создателей по полной программе задействовать изобретательность и создавать исключительно увлекательные сюжеты и правила;
- Старые игры зачастую создавались не столько профессионалами, сколько энтузиастами своего дела. Они несли в игры фан и любовь. А без фана и любви не бывает магии, той самой о которой я говорил в разделе о Colin McRae.
- Простые игры - проще модифицировать. Кроме того, пожилые игры за время своего существования накопили огромное количество моддерского контента.
- Концептуальная картинка включает воображение, позволяет додумать детали и, в конечном итоге, более глубоко погрузиться в процесс.