Роковые красавицы, от одного взгляда на которых, сердца мужчин замирают в тоске, ноги подкашиваются и голова идет кругом, были одной из основных тем творчества прерафаэлитов. "Братья" мечтали не только повстречать такую девушку и запечатлеть, но и разгадать секрет той красоты, которая крушит не только сердца, но и повергает в прах стены городов.
История, мифология и литература оставили прерафаэлитам широкий диапазон образов роковых красавиц и первая в их ряду конечно Елена Троянская ради которой была низвергнута легендарная Троя и пали десятки именитых воинов. В творчестве едва ли не каждого прерафаэлита найдется портрет Елены
Главным поклонником роковой красоты в стане прерафаэлитов можно считать Данте Габриэля Россетти. Именно он практически изобрел прилагательное Stunnered - потрясающая, награждая им, как званием или клеймом, тех девушек, которых выбирал себе в натурщицы.
Деликатность и изящество не были чужды его взглядам, но не они были для художника главным в женщине. Она должна была буквально сбивать его с ног, захватывать и зачаровывать до головокружения. Свои представления о такой красоте Россетти изложил в сонете:
Of Adam's first wife, Lilith, it is told
(The witch he loved before the gift of Eve,)
That, ere the snake's, her sweet tongue could deceive,
And her enchanted hair was the first gold.
And still she sits, young while the earth is old,
And, subtly of herself contemplative,
Draws men to watch the bright web she can weave,
Till heart and body and life are in its hold.
The rose and poppy are her flowers; for where
Is he not found, O Lilith, whom shed scent
And soft-shed kisses and soft sleep shall snare?
Lo! as that youth's eyes burned at thine, so went
Thy spell through him, and left his straight neck bent
And round his heart one strangling golden hair.
Если вкратце и без пафоса, то сонет примерно об этом (наш вольный и совсем не профессиональный перевод):
Со времен Лилит - жены Адама первой,
Той, что была с ним прежде Евы
Нам досталось это бремя -
Чары золотых волос.
Она юна, хотя земля стареет,
И все живое рядом с нею млеет.
Она сплетает паутину
Из своих ароматных кос.
О сколько нас, младых и рьяных,
В ту бездну сорвалось...
Стихотворение называется "Телесная красота" и иллюстрацией к нему служит картина "Леди Лилит"
И, конечно, ни один обзор роковых красавиц прерафаэлитов не может обойтись без Прекрасной Жестокосердной Дамы. Образ красавицы породила средневековая легенда о прекрасной девушке, разгуливающей по полям и лугам в поисках проезжающих мимоходом рыцарей. Как только рыцарь, покоренный красотой девушки, предлагает ей свою помощь, она заманивает его в высокие скалы, где усыпляет своими ласками. Разумеется очнуться от этого сна рыцарям уже не суждено.
Покоренный этим образом, любимец пререафаэлитов - британский поэт Джон Китс написал на эту тему коротенькую поэму. Правда лирическому герою поэмы удалось вовремя проснуться и не только избежать смерти, но и вернуться в мир людей. Однако же вся жизнь его отныне была подобна сну, поскольку все о чем он мечтал - это повстречать красавицу вновь.
Интересно, что образы роковых красавиц воплощали как девушки вполне соответствовавшие этому "званию", так и те, которые в жизни повседневной таковыми совсем не считались. Так, Елену Троянскую Данте Габриэля Россетти воплотила Энни Миллер - бойкая девушка "из низов", первая любовь Холмана Ханта, сумевшая раскрутить скаредного живописца на немалые суммы, прежде чем выйти замуж за красавца офицера - капитан Томаса Томсона. Замужество, кстати, помогло Энни стать не только почтенной дамой, но и невсеткой лорда - двоюродным братом Томаса и покровителем семейства был Томасом Герон Джонсон.
А вот Алекса Уайлдинг, ставшая моделью для "Леди Лилит" свою красоту как козырную карту никогда не рассматривала. Будучи музой Россетти она не только не прогуливала модельные гонорары, но и продолжала работать портнихой, откладывая каждый пенни. Годы экономии не пропали даром, присоединив свой капитал к небольшому наследству, девушка смогла в итоге купить собственный доходный дом. В зрелые годы былая красавица весьма успешно вела хозяйство, сдавая квартиры в наем и воспитывая двоих племянников. Кстати, Алекса была единственной из былых натурщиц, кто регулярно носил цветы на могилу мятежного романтика Данте Габриэля Россетти.