Детективы я, признаться, не очень люблю – читать. В большинстве своём это литературный фастфуд, который забывается через неделю после прочтения. Зато сам детектив как жанр я очень и очень люблю – в виде фильмов. Великолепные Дэвид Суше в роли Пуаро и Джоан Хиксон в роли мисс Марпл, милейший сериальный отец Браун в исполнении Марка Уильямса, бессмертный Холмс-Ливанов… Из современных смотрю «Чисто английское убийство», первые серии которого тоже выросли из книг (романов Каролины Грэм).
Кстати, экранизации Агаты Кристи я обожаю, но вот читать её… Вы пробовали? Ведь чтиво довольно посредственное. У писательницы, на мой взгляд, отлично получалось придумывать загадку, то есть конструкцию рассказа, но вот художественная ценность её произведений близка к нулю, к сожалению.
Но есть книги, в которые детективный сюжет вроде бы побочный. То есть если его убрать, изменится очень мало. Интрига с убийством в таких романах – просто повод рассказать о взаимоотношениях героев, вывести их на чистую воду, так сказать. Вот это я как раз очень люблю в литературе. И решила сделать небольшую подборку книг с фоновым детективным сюжетом, которые мне с ходу вспомнились.
1. «Имя розы» Умберто Эко . Загадочные убийства в древнем монастыре – просто повод для автора погрузиться в историю, культурологию и литературоведение – области, в которых он был блестящ. Роман без преувеличения великолепен, хотя читается трудно из-за обилия, как сейчас говорят, гипертекста (без комментариев эту книгу не понять толком). Это роман скорее об искушении и безусловной любви к книгам, чем детектив в классическом понимании.
2. «Дептфордская трилогия» Робертсона Дэвиса. Это название в значительной мере условно. Все три книги известны под своими собственными названиями – «Пятый персонаж», «Мантикора» и «Мир чудес». Книги достойнейшие! Это смесь психологического романа и добротной классической прозы в английском стиле (хотя Дэвис - канадец). Плюс сумасшедший колорит в стиле фильма «Отель «Гранд Будапешт».
Персонажи, прямо сказать, нешаблонные – тут вам и всемирно известный фокусник, и «сахарный король», подавшийся в политику, и бывший герой Первой мировой, ставший преподавателем и исследователем религиозной скульптуры, и странная дама с физическим уродством, но острейшим умом и энциклопедическими познаниями…
Странности наслаиваются на странности, и на этом фоне прозаический вопрос «Кто, собственно, убил Боя Стонтона?» как-то теряется. Впрочем, все странности в конце концов находят логическое объяснение, затягивая в сети великолепного романа в стиле постмодернизма.
От души рекомендую эту книгу всем любителям романов, охватывающих большие отрезки времени - даже целую жизнь ряда героев. Жизнь, за которой так интересно наблюдать со стороны.
3. «Тайна моего мужа» Лианы Мориарти. Неожиданный номинант в этом списке. Потому что, в противовес предыдущим авторам, австралийская писательница Лиана Мориарти – чисто женский лёгкий автор.
Большинство её романов имеют претензию на психологизм и скроены по одному лекалу: помещаем героев в шокирующую ситуацию и смотрим, что с ними происходит (преимущественно происходит у них в голове).
Я прочла «Тайну» и посмотрела мини-сериал «Большая маленькая ложь». У обоих есть детективная интрига, но от неё, собственно, отвлекают перипетии в отношениях героев: кто кого любит, кто с кем спит, кто на ком женился и почему, кто мучается воспоминаниями, а кто погряз в трясине бытовых забот...
В «Тайне моего мужа» детективная разгадка вообще раскрывается в середине книги. Интересный приём, так что рекомендую обратить внимание на этого автора, если Вы любите что-то остросюжетное, но при этом «за жизнь» и не перегружающее голову. Я не очень люблю, поэтому Мориарти больше читать не буду.
Разумеется, есть ещё море литературы такого типа – на стыке жанров. Знаю, например, что и Стругацкие пытались написать детектив с философским подтекстом, но у них не вышло. Сами братья получившееся произведение не любили. И в интервью говорили, что детектив трудно поддаётся переложению на чужеродную "почву". А какие книги подобного плана знаете вы?
Ваша Ариаднина нить.