В «Братстве Кольца» Элронд высказывает крайне интересное суждение о ценности клятвы в сравнении со свободой выбора. Можно было бы подумать, что уничтожение Кольца – это задача первостепенной важности. Но Элронд уверенно выступает против клятвы доставить Кольцо в Мордор любой ценой, настаивая на сохранении свободы выбора за каждым из Хранителей.
Давайте вместе вспомним этот момент:
"– Хранители не связаны никакой клятвой или обязательством, – негромко проговорил Элронд. – Никто не способен предугадать, какие испытания ждут каждого в пути и по силам ли будет дойти до конца.
– Но клятва может укрепить трепещущее сердце, – сказал Гимли.
– Или сломить его, – возразил Элронд". (с) Глава "Поход на Юг"
Может показаться, что Элронд демонстрирует невероятный уровень доверия. Но мне кажется, когда Хранители выступают в поход, перед глазами Элронда стоят Феанор и его сыновья. Ситуации и вправду очень похожие: Феаноринги потеряли Сильмарили и поклялись вернуть их любой ценой – Хранители завладели Кольцом и хотят избавиться от него, также любой ценой.
Однако Элронд хорошо знает, что Клятва Феанора стала причиной многих смертей и разрушений. В конце концов, сам Полуэльф пострадал от ее последствий, когда сыновья Феанора предали огню и мечу Гавани в поисках одного из Сильмарилей, пощадив Элронда с братом лишь благодаря заступничеству Маглора (в дальнейшем – приемного отца Элронда).
Поэтому, несмотря на небывалую важность задачи Братства, Элронд отвергает совет Гимли, позволяя каждому принимать свои собственные решения. В результате Хранители получили важное преимущество – непредсказуемость действий каждого члена Братства. Просто для сравнения давайте посмотрим на последний разговор двух уцелевших сыновей Феанора:
"– Если Манвэ и Варда, которых мы призвали в свидетели, сами откажутся от исполнения клятвы, разве она не будет аннулирована? – спросил Маглор.
– Но как наши голоса достигнут Илуватара? Мы клялись Илуватаром в своем безумии и призывали на себя Вечную Тьму, если не сдержим слова, – ответил Маэдрос. – Кто нас освободит?
– Если никто не сможет нас освободить, – сказал Маглор, – тогда Вечная Тьма будет нашим уделом, сдержим мы клятву или нарушим ее." (с) Сильмариллион.
Клятва довела Маэдроса и Маглора до той ситуации, когда в любом случае нет хорошего выбора, и они все равно не могут остановиться. Представьте Хранителей, вынужденных оставаться вместе из-за клятвы, когда Кольцо начинает сводить с ума каждого – так же, как Боромира. Или другой пример: Арагорн, Гимли и Леголас, связанные клятвой, могли не отправиться спасать Мерри и Пина – тогда вся цепочка событий, приведшая к победе, могла бы и не произойти.
Элронд извлек урок из ошибки Феанора. Эльфийская философия Третьей эпохи разительно отличается от Первой: прямой контроль в виде клятвы (больше похожий на методы Моргота и Саурона) сменился гибким – героям ставят общую задачу, но сохраняют свободу выбора.
Конечно, может показаться, что клятва – это всего лишь слова. Но в мире Толкина к клятвам относятся очень серьезно – настолько, что верность клятве считается более важной, чем жизнь. В Средиземье много разных видов магии, и клятвы – один из этих видов, ведь за их несоблюдение грозят вполне реальные последствия (вспомним ту же Армию Мертвых).
В любом случае здорово, что Элронд хорошо знает историю своего народа.
Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)