В 2021 году по решению Министерства энергетики России отечественное нефтегазовое сообщество будет отмечать 300-летие российского нефтяного дела. Символический отсчет ведется с 1721 года, когда Берг-коллегия по указу Петра I дала специальное указание об организации разведки на нефть в Печорском крае. Однако упоминания о различных примерах использования нефти на территории нашей страны встречались в древних письменных источниках и гораздо ранее.
Нефть была издавна известна человеку благодаря ее выходам на поверхность земли. На территории современной России наиболее ранние примеры добычи и использования нефти связаны с Таманским полуостровом, где такие выходы встречались в большом количестве.
С 389 года до н. э. по 375 год н. э. эта территория входила в состав Боспорского царства, крупнейшего античного государства в Северном Причерноморье. Жители этой крупной древнегреческой, а затем и римской колонии использовали нефть для приготовления лекарственных препаратов, освещения, а также для создания зажигательных смесей, получивших название «греческий огонь».
В середине ХХ века в Причерноморье начались масштабные археологические работы. На Кубани, на городище древней Тмутаракани, работала Таманская экспедиция института археологии АН СССР под руководством академика Бориса Рыбакова. Здесь были найдены многочисленные целые и частично разрушенные красноглиняные одноручные сосуды объемом 6–8 литров, датированные IX–X веками, покрытые с внутренней стороны слоем черного смолистого вещества. Последующий лабораторный анализ показал, что это битумообразное вещество образовалось в результате длительного хранения нефти в кувшинах.
В те же годы в Ростовской области, на месте античного города Танаиса в устье Дона, развернула работы Нижне-Донская археологическая экспедиция. В 1968 году раскопки в юго-западной части городища выявили сразу 92 светлоглиняные амфоры с надписью «NАФА», сохранившиеся полностью или частично. На их внутренних стенках и донышках были обнаружены остатки окисленной и выветрившейся нефти нафтено-ароматического типа, характерной для месторождений Причерноморского региона. По мнению ряда историков, находка свидетельствует о том, что нефть использовали здесь в качестве осветительного материала для маяка, находившегося в устье реки Дон.
О нефтяных источниках Таманского полуострова упоминал и византийский император Константин Багрянородный (945–959), автор трактата «Об управлении империей»: «Должно знать, что за городом Таматархою имеется много источников, извергающих нефть... масло этих девяти источников не одноцветно, но одни из них красные, другие желтые, третьи черноватые».
В 965–966 годах, после походов русских дружин во главе с великим киевским князем Святославом (942–971) и разгрома Хазарского каганата, эта территория получила название «Тмутараканское княжество». Столица княжества, город Тмутаракань с удобной гаванью на побережье Азовского моря, стала одним из крупнейших южных военно-торговых форпостов Древней Руси.
К сожалению, современные историки крайне мало знают о добыче нефти в этом княжестве. Предположительно, на нефтяных источниках трудились свободные крестьяне, или, как их называли в Древней Руси, — смерды. Далее таманскую нефть морским путем поставляли в разные страны, в том числе и в Византию.
Однако около 1111 года история Тмутараканского княжества подошла к своему завершению, и на Таманском полуострове на долгое время закрепилось правление кочевых степных племен — половцев. Их поселения в виде многочисленных станов были расположены вдоль всего Лукоморья — так называлось в древности побережье Черного и Азовского морей.
«Живой огонь» хана Кончака
Многим россиянам имя половецкого хана Кончака известно в связи с его упоминанием в эпическом древнерусском памятнике «Слово о полку Игореве» (XII век) и опере Александра Бородина «Князь Игорь» (1890 год). Но хан Кончак из рода Шарухана оставил свой след и в предыстории российской нефти. Летописные источники свидетельствуют, что в начале XII века возглавляемые им племена донских и приднепровских половцев в набегах на территорию Древней Руси применяли осадные орудия с «живым огнем», в состав которого входила нефть, добываемая из источников на Таманском полуострове.
Вот как в Ипатьевской летописи описаны события знаменательного сражения объединенного войска русских князей и половцев, состоявшегося на реке Хорол весной 1184 года: «В лето 6692 года пошел окаянный и безбожный, и треклятый Кончак со множеством половец на Русь <...> пленити хотя грады русские пожечь огньм ... бяше обрел мужа такового бесоурменина иже стреляше живым огньм».
Однако ни «живой огонь», ни бесчисленная орда не помогли хану Кончаку в противостоянии объединенной армии русских князей Святослава Всеволодовича, Рюрика Ростиславича, Глеба Юрьевича Туровского и Мстислава Романовича. В сражении на реке Хорол половцы были полностью разгромлены, хан Кончак бежал, а русские дружины захватили много воинского снаряжения. Попал в плен и управляющий «живого огня» со своим орудием, которого, согласно летописным свидетельствам, доставили прямо к киевскому князю Святославу. Неизвестно, позволил ли допрос получить все необходимые сведения для принятия на вооружение нового типа оружия, однако в русских летописных источниках не найдены какие-либо упоминания о том, применялось ли в последующих сражениях Древней Руси в XII–XIII веках грозное осадное орудие с «живым огнем».
Читайте продолжение в следующих публикациях
Заинтересовала тема? Можете что-то добавить? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.
Чем смазывали механизмы в 19 веке и при чем тут лаврушка
Как в Западной Сибири формировался крупнейший топливно-энергетический комплекс
Чем занималась научно-техническая интеллигенция царской России
Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/
Текст: Александр Матвейчук
Фото: Институт археологии РАН, Новосибирский государственный художественный музей