НХМ в Якутске любят и посещают не только туристы, но и жители города. А какие экспонаты советуют обязательно увидеть сами специалисты музея? Портал «Твой Дальний Восток» совместно с НХМ сделал очень полезную подборку для вас.
Пет Петрович Романов «Витязь с невестой» (1938). Холст, масло. 135,5х200
Живописное произведение «Витязь с невестой» (1938) является своеобразной визитной карточкой искусства Якутии. Впервые в истории изобразительного искусства Якутии художник обращается к устному фольклорному наследию и сюжетам героического эпоса якутского народа «Олонхо».
Петр Петрович Романов – первый профессиональный художник из якутов. Он окончил графический факультет Московского института изобразительных искусств и стоял у истоков зарождения изобразительного искусства и Союза художников Якутии, став одним из первых его членов, наряду с первыми якутскими художниками И.В. Поповым, М.М. Носовым и др.
Петр Петрович также был инициатором открытия Якутского художественного училища, которому в 1995 году было заслуженно присвоено его имя.
Удивительно в этой картине, с какой декоративной точностью художник изображает конское убранство, элементы костюма, но вместе с тем достаточно условно передан пейзаж.
Иван Константинович Айвазовский «Героиня Боболина с охотниками прорывается под градом выстрелов, на катере сквозь турецкий флот, блокировавший Навили в 1827 году. …» (1880). Холст, масло. 89,7х170,5
В постоянной экспозиции Национального художественного музея РС (Я) представлена работа одного из самых известных художников в мире, великого мастера-мариниста, русского живописца Ивана Константиновича Айвазовского.
В фонды музея эта работа попала через Министерство культуры РСФСР в 1963 году. Ранее она принадлежала коллекционеру и галеристу, полковнику в отставке Борису Грибанову.
В своей книге «Картины и жизнь» 1999 года Борис Грибанов раскрывает любопытную историю этого произведения: он подобрал ее среди мусора в Ленинграде, полотно было без рамы, в плохом состоянии, среди черной копоти, которая покрывала всю поверхность холста, виднелись очертания контура корабля и ничего более.
После реставрационных работ в левом нижнем углу нашли подпись Айвазовского, оставалось провести научную атрибуцию и доказать подлинность произведения. С помощью сотрудников Русского музея и Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского авторство было подтверждено, полотно обрело свою вторую жизнь и по сей день украшает зал Русского искусства Национального художественного музея РС(Я).
Творческое наследие Айвазовского насчитывает более 6000 живописных полотен, его имя неразрывно связано с морской стихией, бушующей силой и поэтической лунной ночью. В основе его творчества лежат патетическое умонастроения, образы сильных и отчаянных героев. Круг тем охватывает различные сюжеты: от морских пейзажей, исторических и батальных сцен до библейских сюжетов.
Действие картины развернуто на фоне беспросветного, мрачного неба с тяжелыми свинцовыми тучами, тревожно нависающими в верхнем левом углу холста, им вторят прибрежные скалы, к которым стремится катер во главе с героиней Боболиной. Колорит полотна построен на градации темных оттенков синего и черного цветов.
Ласкарина Боболина – личность с интересной и захватывающей историей: будучи вдовой богатого судовладельца, к началу национально-освободительного движения греков в 1981 году подняла повстанцев на штурм крепости Паламиди, осажденной Османской империей. «Греческая Жанна д’Арк» - так называли ее современники за решительный характер, невероятное мужество и непоколебимость духа. Император Александр I посмертно присвоил ей звание адмирала Российского флота, таким образом, Ласкарина Боболина стала единственной женщиной, удостоенной такой высокой чести за всю историю Российского государства.
Николо Реньери «Святая Цецилия». Италия XVII век. Холст, масло. 117х174
Раздел западноевропейского искусства в собрании НХМ выделяется именами таких прославленных мастеров прошлого как Джованни Батиста Сальви, Рембрандт Харменс ван Рейн, Альбрехт Дюрер, Аннибали Карраччи и многие другие. Коллекция появилась в музее благодаря семье известного ученого, профессора, коллекционера и мецената Михаила Габышева. В дар якутскому музею было преподнесено около 250 произведений, которые стали основой коллекции западноевропейского искусства.
Картина «Святая Цецилия» изначально приписывалась кисти итальянского художника Доменико. В 1986 году установили настоящее имя автора. Им оказался Николо Реньери – фламандский художник эпохи барокко, который жил и творил в Италии. В собрании городского музея города Падуя в Италии имеется повторение данной работы, написанное дочерью Н. Реньери, а в Художественном музее г. Воронеж представлена копия, выполненная в XIX веке.
Картина была написана между 1650-1660 годами в Венеции и относится к позднему периоду творчества художника.
Неизвестный мастер. Декоративное украшения «Шар в шаре с цветами лотоса». Китай. Начало XX века. Бивень слона, сквозная и объемная резьба. 25х5,5
Традиции резьбы по кости в Китае восходят к каменному веку, отличительной чертой которой является утонченность деталей, совершенство и лаконичность форм. В собрании «Искусство Востока» хранится, а сейчас демонстрируется в рамках временной выставки «На перекрестке континентов» уникальный предмет – декоративное настольное украшение «Шар в шаре с цветами лотоса».
Невероятная техника исполнения характеризует Кантонскую школу резьбы по кости – это 10 подвижных полых шаров один в другом, вырезанных в технике тончайшей ажурной резьбы из цельного блока бивня. В основании шара подставка в виде старца с тыквой ву лу (горлянка) – символ крепкого здоровья. За необычайный скрупулезный труд и трудоемкий процесс работы китайских мастеров, европейцы прозвали эти шары «дьявольскими», отмечая их загадочность и изысканность.
Валериан Романович Васильев «Мастера» из серии «Старые якутские мастера» (1967). Бумага, линогравюра. 61х61
Ярким и немеркнущим символом всей культурной жизни и целого поколения 1960-х в Якутии стал Валериан Васильев, который за свою короткую жизнь оставил неизгладимый след в истории изобразительного искусства республики.
В серии «Старые якутские мастера» он обращается к сюжетам народного быта, в листе «Мастера» отражена тема преемственности поколений, единство старого и нового, традиционного и современного. Валериан Васильев был подлинным новатором во многих областях, первым освоил графические техники литографии и ксилографии, неистово призывал к поиску нового содержания и новых форм в искусстве.
Материал подготовлен старшим научным сотрудником научно-исследовательского отдела НХМ Марией Неймоховой