Найти тему
Твой Дальний Восток

Айвазовский из мусора, Реньери и китайская резьба по кости: экскурсия в Национальный художественный музей Якутии

НХМ в Якутске любят и посещают не только туристы, но и жители города. А какие экспонаты советуют обязательно увидеть сами специалисты музея? Портал «Твой Дальний Восток» совместно с НХМ сделал очень полезную подборку для вас.

Пет Петрович Романов «Витязь с невестой» (1938). Холст, масло. 135,5х200

Живописное произведение «Витязь с невестой» (1938) является своеобразной визитной карточкой искусства Якутии. Впервые в истории изобразительного искусства Якутии художник обращается к устному фольклорному наследию и сюжетам героического эпоса якутского народа «Олонхо».

Петр Петрович Романов – первый профессиональный художник из якутов. Он окончил графический факультет Московского института изобразительных искусств и стоял у истоков зарождения изобразительного искусства и Союза художников Якутии, став одним из первых его членов, наряду с первыми якутскими художниками И.В. Поповым, М.М. Носовым и др.

Петр Петрович также был инициатором открытия Якутского художественного училища, которому в 1995 году было заслуженно присвоено его имя.

Удивительно в этой картине, с какой декоративной точностью художник изображает конское убранство, элементы костюма, но вместе с тем достаточно условно передан пейзаж.

Иван Константинович Айвазовский «Героиня Боболина с охотниками прорывается под градом выстрелов, на катере сквозь турецкий флот, блокировавший Навили в 1827 году. …» (1880). Холст, масло. 89,7х170,5

В постоянной экспозиции Национального художественного музея РС (Я) представлена работа одного из самых известных художников в мире, великого мастера-мариниста, русского живописца Ивана Константиновича Айвазовского.

В фонды музея эта работа попала через Министерство культуры РСФСР в 1963 году. Ранее она принадлежала коллекционеру и галеристу, полковнику в отставке Борису Грибанову.

В своей книге «Картины и жизнь» 1999 года Борис Грибанов раскрывает любопытную историю этого произведения: он подобрал ее среди мусора в Ленинграде, полотно было без рамы, в плохом состоянии, среди черной копоти, которая покрывала всю поверхность холста, виднелись очертания контура корабля и ничего более.

После реставрационных работ в левом нижнем углу нашли подпись Айвазовского, оставалось провести научную атрибуцию и доказать подлинность произведения. С помощью сотрудников Русского музея и Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского авторство было подтверждено, полотно обрело свою вторую жизнь и по сей день украшает зал Русского искусства Национального художественного музея РС(Я).

Творческое наследие Айвазовского насчитывает более 6000 живописных полотен, его имя неразрывно связано с морской стихией, бушующей силой и поэтической лунной ночью. В основе его творчества лежат патетическое умонастроения, образы сильных и отчаянных героев. Круг тем охватывает различные сюжеты: от морских пейзажей, исторических и батальных сцен до библейских сюжетов.

Действие картины развернуто на фоне беспросветного, мрачного неба с тяжелыми свинцовыми тучами, тревожно нависающими в верхнем левом углу холста, им вторят прибрежные скалы, к которым стремится катер во главе с героиней Боболиной. Колорит полотна построен на градации темных оттенков синего и черного цветов.

Ласкарина Боболина – личность с интересной и захватывающей историей: будучи вдовой богатого судовладельца, к началу национально-освободительного движения греков в 1981 году подняла повстанцев на штурм крепости Паламиди, осажденной Османской империей. «Греческая Жанна д’Арк» - так называли ее современники за решительный характер, невероятное мужество и непоколебимость духа. Император Александр I посмертно присвоил ей звание адмирала Российского флота, таким образом, Ласкарина Боболина стала единственной женщиной, удостоенной такой высокой чести за всю историю Российского государства.

-2

Николо Реньери «Святая Цецилия». Италия XVII век. Холст, масло. 117х174

Раздел западноевропейского искусства в собрании НХМ выделяется именами таких прославленных мастеров прошлого как Джованни Батиста Сальви, Рембрандт Харменс ван Рейн, Альбрехт Дюрер, Аннибали Карраччи и многие другие. Коллекция появилась в музее благодаря семье известного ученого, профессора, коллекционера и мецената Михаила Габышева. В дар якутскому музею было преподнесено около 250 произведений, которые стали основой коллекции западноевропейского искусства.

Картина «Святая Цецилия» изначально приписывалась кисти итальянского художника Доменико. В 1986 году установили настоящее имя автора. Им оказался Николо Реньери – фламандский художник эпохи барокко, который жил и творил в Италии. В собрании городского музея города Падуя в Италии имеется повторение данной работы, написанное дочерью Н. Реньери, а в Художественном музее г. Воронеж представлена копия, выполненная в XIX веке.

Картина была написана между 1650-1660 годами в Венеции и относится к позднему периоду творчества художника.

-3

Неизвестный мастер. Декоративное украшения «Шар в шаре с цветами лотоса». Китай. Начало XX века. Бивень слона, сквозная и объемная резьба. 25х5,5

Традиции резьбы по кости в Китае восходят к каменному веку, отличительной чертой которой является утонченность деталей, совершенство и лаконичность форм. В собрании «Искусство Востока» хранится, а сейчас демонстрируется в рамках временной выставки «На перекрестке континентов» уникальный предмет – декоративное настольное украшение «Шар в шаре с цветами лотоса».

Невероятная техника исполнения характеризует Кантонскую школу резьбы по кости – это 10 подвижных полых шаров один в другом, вырезанных в технике тончайшей ажурной резьбы из цельного блока бивня. В основании шара подставка в виде старца с тыквой ву лу (горлянка) – символ крепкого здоровья. За необычайный скрупулезный труд и трудоемкий процесс работы китайских мастеров, европейцы прозвали эти шары «дьявольскими», отмечая их загадочность и изысканность.

-4

Валериан Романович Васильев «Мастера» из серии «Старые якутские мастера» (1967). Бумага, линогравюра. 61х61

Ярким и немеркнущим символом всей культурной жизни и целого поколения 1960-х в Якутии стал Валериан Васильев, который за свою короткую жизнь оставил неизгладимый след в истории изобразительного искусства республики.

В серии «Старые якутские мастера» он обращается к сюжетам народного быта, в листе «Мастера» отражена тема преемственности поколений, единство старого и нового, традиционного и современного. Валериан Васильев был подлинным новатором во многих областях, первым освоил графические техники литографии и ксилографии, неистово призывал к поиску нового содержания и новых форм в искусстве.

-5

Материал подготовлен старшим научным сотрудником научно-исследовательского отдела НХМ Марией Неймоховой