Три дня волшебства в Гостином дворе Москвы
«Верьте, куклы могут жить, Двигаться и говорить, Могут плакать и смеяться, Но на все есть свой же час, И живут они без нас, А при нас всего боятся…», писал поэт Серебряного века Михаил Кузмин, в чьем облике многое угадал его современник, художник К. Сомов на знаменитом портрете: изысканность, отрешенность от суеты, внутренняя глубина… Только так и мог написать о кукольном мире искушенный тайновидец человеческих страстей… Именно так этот мир представляют и посвященные мастера-кукольники, намекая каждой, извлеченной из своих фантазий кукольной фигуркой на загадки человеческой природы, на дар воображения, которым наделены люди от рождения, но не все об этом догадываются.
Есть или нет тайна куклы ? Наверное, чтобы понять это, надо отделить привычное представление о кукле – детская игрушка, и увидеть куклу как модель какого-то иного, чудесного, волшебного, иногда страшного, но, в конечном счете, доброго мира, куда невозможно проникнуть, не отрешившись от реальности и унылой прагматики. В руках детей кукла легко «оживает», и через игру ребенок постигает, как писал Ю. Лотман , «науку, носящую название жизнь…». Но главное, кукла — «уникальный предмет культуры, прообраз человека, она отражает мировоззренческие принципы и основные ценности, характерные для мировой культуры».
И далее: « Чем существеннее в системе данной культуры прямая роль данного понятия (кукла, прим. ред.), тем активнее его метафорическое значение, которое может вести себя исключительно агрессивно, порой становясь образом всего сущего,
Кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры. Поэтому излишнее сходство, натуральность, подавляющая фантазию слишком большая подробность вложенного в нее сообщения ей вредит. Известно, что радующие взрослых дорогие «натуральные» игрушки менее пригодны для игры, чем схематические самоделки, чьи детали требуют напряженного воображения. Статуя — посредник, передающий нам чужое творчество, статуя требует серьезности, кукла — игры».
Будем надеяться, не все, посетившие в течение трех февральских дней московскую выставку кукол, лишь наслаждались красотой и совершенством представленных там экспонатов. Может, и о чем-то задумались?
Выставка «Искусство куклы» проходила под крышей исторического здания Гостиного двора в Москве . Ее организовал Культурны й фонд «Куклы мира ». Количество экспонатов на ней не поддавалось подсчету: это были десятки тысяч арт-объектов, от миниатюрных куколок и мишек «Тедди» до фигур в человеческий рост. Не понятно только, почему все мишки оказались на выставке в стиле «Тедди»? Уж что-что, а медведь в нашей русской сказочной традиции очень непрост и многообразен, и внешне, и по характеру…А вот «Тедди» — это же раскрученный глобальной рекламой штамп, доведенный до примитива в рекламе печенья.
В Гостином дворе были представлены все направления современных и старинных кукол, дизайнерских игрушек. Посетители увидели куклы древнего Хивинского кукольного театра и прелестных фарфоровых красавиц классического «гламура», игрушки далекого детства и кукол интерьерных, театральных, мультипликационных…
Организаторы разделили выставочное пространство на отдельные арт-проекты, обладающие, как правило, своей тематикой. Среди них в проспекте выставки упомянуты наиболее значимые:
« Куклы баронессы Сильвии Везер. Уникальное собрание фарфоровых кукол немецкой художницы, ушедшей из жизни в 2020 году. Ее куклы выполнены из драгоценного
лиможского фарфора, они известны по всему миру и находятся в частных собраниях, гдепрактически недоступны широкому зрителю.
«Архитикдоллы». Еще одна премьера выставки. Евгения Бет из Москвы подготовила серию кукольных объектов, которыми играют не руками, но смыслами. .. Каждый объект здесь– это аллюзия на конкретное историческое здание в столицах мира.
«Фарфоровые шедевры ». Проект легендарной Кукольной Галереи Вахтановъ Ирины Мызиной , стоящей у истоков всего кукольного искусства в России.
«Шествие волхвов», многофигурная кукольная композиция — авторский проектЛюбови Лукьянчук и творческой студии «Берег ветров». Этот проект сделан по мотивам одноименной фрески Беноццо Гоццоли из капеллы волхвов в палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции. Шествие волхвов за звездой, под которой родится Иисус, здесь не только чудесный рождественский сюжет. Изумительное по красоте и масштабности произведение Гоццоли содержит в себе актуальные в наши дни исторические и мифологические аллюзии и смыслы.
«КукловЕдЕние » — проект содружества Галереи Елены Громовой , Секциихудожественной куклы Творческого союза художников России , творческого объединения DollArt.ru . Художники рассматривают ведЕние куклы в прямом смысле (марионетка), как игру куклой, вЕдение куклой, как искусств, науку, ремесло и даже волшебство. В этом проекте авторы позволили себе поиграть в куклы со всей серьёзностью, свойственной
людям творческим и беспечным, и попытаться придать этой игре черты серьёзного процесса, «систематизированного чуда» , полностью отдавая себе отчёт в беспочвенности
своих притязаний и невозможности получения реального результата.
Хрупка грань между первой игрушкой, куклой, и жизненной или театральной сценой. «Весь мир – театр» — давно и точно сказано, и мы, еще недавно играющие в куклы, вдруг можем стать игрушками в чьих-то чужих руках, оказаться в реальности, притворяющейся жизнью. Или сами превращаем в «игрушки» окружающих нас людей, о чем, в частности, написан знаменитый роман Болеслава Пруса «Кукла ». Избавиться из этого «плена» чужой игры бывает совсем нелегко, нередко, ценою жизни…
Так что куклы уводят нас не только в мир фольклора, притчи, сказки, но и напоминают об отчуждении и двойничестве, свойственным нашей цивилизации.
Эксперты-культурологи давно сформулировали мысль о том, что в нашей культурной ориентации «стабильные игровые элементы — кукла, маска, амплуа — играют огромную социально-психологическую роль. Отсюда — исключительно серьезные и широкие возможности, присущие кукле в системе культуры».
Нельзя однозначно сказать, что это нынешний сложный мир незаметно для нас «выдвигает искусство куклы в центр художественной проблематики времени», вспомним здесь традиции Венецианских карнавалов, уходящих корнями в языческое прошлое, или ближе к нам — изумительные сказки Э.Т.А. Гофмана… В куклах, в масках, в этой стихии вроде бы неживой жизни открывается ключ для познания вечных проблем современности через творческие прозрения в искусстве.
А еще куклы хороши тем, что молчаливы. Мы так устали от обилия пустых, ничего не значащих слов.
Но об этом тоже давно сказано поэтом:
«Понявши все изящество молчанья, Они играют в жизнь, в мечту, в любовь, Без воплей, без стихов, и без вещанья» (Константин Бальмонт , начало ХХ века).
Людмила Лаврова
Фото: Юлия Свиткова
Теги: Выставка кукол в Москве, Культурный фонд «Куклы мира, Ю. Лотман, тайна куклы, Болеслав Прус
Читайте больше на нашем сайте