«Эпоха Петипа» — так называют русский балет периода второй половины XIX века. И эпоха эта оказалась плодотворной: почти за половину столетия Мариус Петипа успел создать 56 оригинальных постановок и 17 собственных редакций других балетов. Наследие обрусевшего француза, которого еще при жизни называли Мариус Иванович, велико и живо по сей день.
Потомственный танцовщик
Мариус Петипа родился два столетия назад: 11 марта 1818 года. Его первым балетным учителем стал отец — артист Жан-Антуан Петипа. Детство и юность Мариуса прошли на гастролях в Европе и Америке, несколько сезонов он успел поработать на сцене Королевского театра в Мадриде.
В 1847 году 29-летний Петипа приезжает в Петербург, чтобы остаться здесь до конца жизни. Практически сразу он дебютирует в роли Люсьена в балете Жозефа Мазилье «Пахита». Танцовщик Мариус Петипа еще неоднократно предстанет перед зрителями в постановках Мазилье «Сатанилла», Жюля Перро «Эсмеральда», исполнит главные партии в «Фаусте» и «Корсаре», а также в собственных спектаклях. Факт, подтверждающий большой талант Петипа как танцовщика, — он более 40 лет возглавлял балетную труппу Мариинки. А еще современники вспоминали, что в классических танцах Мариус Петипа был профессионалом, но в характерных и народных танцах, требовавших актерского мастерства и аутентичности, ему просто не было равных.
Автор постановок: каноны «большого балета» и внимание к музыке
Слава балетмейстера приходит к Мариусу Петипа в 1862 году. Тогда его постановка «Дочь фараона» получает признание публики: балет называют зрелищным и хореографически насыщенным. Большому балетмейстерскому дебюту предшествовали несколько одноактных спектаклей, созданных Петипа в 1850-1860 годах. В этот период автор формировал свой стиль.
С каждым новым спектаклем Мариус Петипа шлифовал каноны «большого балета» — структуру, по которой впоследствии строились спектакли. Балетмейстер изображал фабулу — основные события произведения — в пантомимных сценах, а внутренние темы — переживания и чувства героев — раскрывал в классических ансамблях, танцах.
Петипа по-особому работал с композиторами. Так, Петр Ильич Чайковский создал свои балетные шедевры — «Спящую красавицу» и «Щелкунчика» — на основании подробнейших планов, которые Петипа расписал до такта.
Особым образом балетмейстер работал и с ансамблевыми построениями. Сохранились его планы балетных постановок, где танцовщиков обозначают крестики, балерин — круги, а перемещения артистов по сцене показаны многочисленными стрелками, черточками и линиями. Расшифровать все условные обозначения мог только сам автор.
Наследие Петипа: от отрицания к принятию
В начале XX века молодое поколение балетмейстеров назвало каноны «эпохи Петипа» неактуальными. Михаил Фокин в своей статье «Пять принципов» противопоставил «старому» балету «новый». Он писал: «В противоположность старому балету новый не требует от композитора “балетной музыки”, как аккомпанемента к танцам; он принимает любую музыку, в том случае, если она хорошая и выразительная… Он не навязывает никаких специфических “балетных” условий композитору или художнику, а предоставляет полную свободу их творческим силам».
Тем не менее каноны «большого балета» Петипа со сцены не ушли. Следующее поколение хореографов взяло эти средства выразительности в основу современного балета. Так что творчески переосмысленные идеи и находки Петипа — еще не история, а современность. Ну а известные спектакли балетмейстера — по-прежнему в афишах крупнейших театров России и мира и наверняка на слуху даже у тех, кто далек от классического танца.