"Галера Махдия", римское грузовое судно II—I вв. до н. э., обнаруженное греческими собирателями губок летом 1907 года, у восточных берегов Туниса, в районе рыбацкого поселка Махдия, на глубине от 39 до 50 м.
Название "галера" условно, корабль был парусным. На судне находился груз произведений греческого монументального искусства. Историки полагают, что это один из кораблей, которые римский военачальник Сулла отправлял в Рим с трофеями после взятия Афин в 86 году до н. э.
Руководителем работ по подъему палубного груза, продолжавшиеся 5 лет, возглавлял директор тунисского музея древностей известный историк Альфред Мерлен. Он добился, чтобы ВМС Франции предоставили ему аварийно-спасательный корабль, а власти выделили деньги на снаряжение подводной экспедиции.
Любопытная деталь: если бы судно затонуло в нейтральных водах, то удачливые собиратели губок могли бы заниматься своим частным "бизнесом" в открытую, поскольку никто другой не имел бы право претендовать на остатки затонувшего судна и его груза, пролежавшие на дне моря более двух тысяч лет.
Но судно затонуло во французских территориальных водах, и греки поступали противозаконно. Поэтому в соответствии с действующим международным морским правом французские власти пресекли деятельность предприимчивых греков, объявили находку своей собственностью и передали работы по поднятию ценностей в руки опытных специалистов.
Само судно поднято не было, его лишь обследовали. Это было крупное для того времени судно: около 40 метров в длину и более 10 метров в ширину. На палубе было обнаружено более 60 мраморных колонн, капители, базы, карнизы. Между ними помещались мраморные и бронзовые бюсты и статуи Диониса, Афродиты, Афины, Гермеса, Эрота, Асклепия. Найдены также бронзовые статуэтки высотой около 30 см, изображающие танцующих комических стариков и Эрота, играющего на лире, мраморные барельефы, садовые вазы, канделябры. Поднятые произведения древнегреческого искусства заняли более 5 залов музея Эль Алауи (Бардо) в Тунисе.
В 1948 году, галеру обследовала экспедиция Жак Ив Кусто, которой было поднято еще 4 колонны, 2 капители и 2 базы, свинцовые части римских деревянных якорей, деревянные детали корпуса, изготовленные из ливанского кедра и покрытые прочным лаком. Применив метод размыва, Кусто установил, что сам корабль хорошо сохранился под слоем ила и что в его трюме хранится неповрежденный груз. Находка имела уникальное значение для истории искусства.
Французский историк Саломон Рейнах сказал, что со времени открытия древних Помпей, засыпанных при извержении Везувия в 79 году нашей эры, "не было открытия важнее этого". А Филипп Диоле, один из пионеров подводной археологии, заметил: "Иногда, когда история молчит, археология склонна проявлять весьма полезную разговорчивость".