Сегодня хочется затронуть действительно легендарную фигуру, изменившую театр и кинематограф в целом.
Речь пойдет про Константина Сергеевича Станиславского, который запомнился современникам как великолепный педагог и теоретик, сделавший революцию в обучении артистов актерскому мастерству.
Мало кто знает, что реальная фамилия Станиславского — Алексеев.
Детство и отцовская ткацкая фабрика
Константин Сергеевич появился на свет 17 января 1863-го года в Москве. Его предки были владельцами дома, расположенного неподалеку от Красных ворот. Удивительно, однако никто из родственников не имел никакого отношения к творчеству. Никто, кроме бабушки, известной как Мари Варлей. Именно она блистала в Париже, исполняя драматические роли.
Родители Станиславского были обеспеченными людьми, поэтому нередко устраивали своеобразные театральные представления для очень узкого круга приближенных. Нередко там выступали даже профессиональные артисты. Константин в возрасте 4 лет принимал активное участие в домашних постановках. Для ребенка он отыгрывал просто здорово, что родители старались всячески поощрять.
Правда дальнейшая судьба была уже предопределена — он должен работать на отцовской швейной фабрике. В то время это считалось очень престижным ремеслом. И юный Станиславский работал с отцом, продолжая грезить мечтами о театре.
Несмотря на огромную занятость Константин продолжал вести домашний кружок, лично ставя некоторые сценки.
Карьера и основание МХАТа
В 1888-ом году он вместе с Комиссаржевским и Сологубом создал так называемое Московское общество литературы и искусства, в котором правила, порядки и устав разрабатывал лично Константин Сергеевич.
За 10 лет наш герой самолично создал множество громких и харизматичных персонажей, принимая участие в бесчисленном количестве спектаклей. Вскоре состоялась знаменитая встреча с Немировичем-Данченко, на которой почти сутки проводилось обсуждение создания театральной школы, получившей наименование МХАТ.
Помимо режиссуры Станиславский старался уделять огромное количество времени молодым актерам, передавая им свой актерский опыт. Постепенно Константин разработал собственную методику обучения. Он всегда говорил, что артист должен полностью вживаться в роль, чтобы избежать фальши. Вдобавок он должен чувствовать аудиторию, передавая ощущения не только своего героя, но и постановки в целом.
Фраза «Не верю!», ставшая легендарной, впервые была замечена в период режиссерской деятельности Станиславского. До сих пор невозможно точно сказать, что она подразумевает, однако самая простая трактовка гласит так: Станиславский своей коронной фразой порицал неестественность и излишнюю патетику.
Если для нас фраза не означает ровным счетом ничего, то у актеров того времени, лично работавших с Константином, она буквально вызывала страх, ведь никто не хотел услышать ее в свой адрес.
К 1922-ому году Станиславский в месте с главной труппой своего МХАТа даже выезжал на территорию США. В те времена началась активная перестройка страны и общества. Несмотря на этот факт Константин Сергеевич нашел поддержку и одобрение новой власти. Его спектакли неоднократно посещал сам Иосиф Сталин, а МХАТ заполучил статус государственного, больше не уступая в плане престижа Малым и Большим театрам.
В 1928-ом году, когда в МХАТе проходили юбилейный вечер, у Станиславского, участвовавшего в спектакле, случился внезапный сердечный приступ. После инцидента доктора посоветовали больше не выходить на сцену. Несмотря на все предостережения и боль, он продолжал творить, всецело отдаваясь педагогической и режиссерской работе.
Умер великий артист 7 августа 1938-го года, оставив после себя не только память, но и величайшее наследие.