"Шкап ореховый" происходит из собрания графов Шереметевых.
В XVIII в. он входил в обстановочный комплекс кусковского Итальянского домика. Декор кабинета выполнен в технике pietre dure (каменная или флорентийская мозаика).
Программа декора основана на баснях Эзопа, что достаточно часто встречается в оформлении данного типа мебели. В тоже время она в значительной степени переработана в духе традиций игровой культуры XVII в. На каждом из ящиков кабинета представлены различные животные: кабан, олень, слон, обезьяна, верблюд, лев, собака и т.д. Традиционно центром композиции кабинетов с баснями Эзопа был сюжет "Орфей играющий животным".
На "шкапе" фигуру прекрасного античного героя сменил горбун, играющий на флейте собаке. Такое преображение мифологического персонажа было обусловлено характерной для этого периода популярностью графической карикатуры. Одна из таких карикатур легла в основу изображения на кабинете. В альбоме «Varie figure gobbi» (Разные фигуры горбунов, около 1621 – 1625гг.), созданном Жаком Калло, есть два изображения горбуна играющих на разных музыкальных инструментах - на скрипке и на флейте. Соединение образов этих персонажей породило необычную фигуру "Орфея" в декоре кабинета. Изящный и остроумный сюжет, запечатленный в технике pietre dure, возможно стал определяющим фактором в выборе месторасположения "шкапа" в усадьбе.
Его ставят на первом этаже Итальянского домика, где наряду с кабинетом находился ряд "диковинных" произведений искусства.