В далеком теперь уже 1987 году, мы, курсанты 3-го курса Борисоглебкого летного училища "становились на крыло" на МиГ-21Р на полевом аэродроме Ново-Поворино.
Был обычный полетный день и все шло своим чередом: взлетевший самолет сменял приземлившийся.
После очередной посадки спрыгнул со стремянки, а мне говорят:
- Андрей, к тебе отец приехал.
До следующего вылета было минут сорок – побежал к курсантской казарме, благо от стоянки до нее всего метров 200. Обнял батю с младшим братом, ему тогда 10 лет было, и позвал их посмотреть, чем я тут занимаюсь: бросать родных неудобно, коль приехали из далека, а лететь нужно.
Выходим мы, значит, на летное поле, а в этот самый момент на посадку заходит самолет.
Пилот рано убрал газ - машина и «посыпалась»…
Земля стала очень быстро приближаться. Движением руки вывел двигатель на максимал, но тяги двигателя Р-13 на «не летучем» разведчике не хватило спокойно уйти на второй круг. Самолет завис над землей, постепенно переходя во фланирование.
В конце концов с перевернутыми вверх шасси МиГ-21Р исчез в подсолнухах раскинувшегося вдоль ВПП колхозного поля.
Мои родные, на глазах которых разыгралась описываемая сейчас картина, так и подумали, что именно этим их сын и брат каждый день занимается!
Но в тот момент мне было уже не до них.
Кто может быть не в курсе, на полетах по регламенту в обязательном порядке дежурят три машины: пожарная, санитарная и машина техпомощи, грузовой автомобиль, на котором техсостав выезжает на место аварии летательного аппарата.
Пожарная машина выехала, но оказалась пустой, потому, что за пол часа до произошедшей аварии воду в лагерный умывальник пожарные слили, чтобы личному составу умыться чем было. А заправиться не где - степь на многие километры вокруг...
ЗиЛ-152 техпомощи не завелся – единственный в БАТО волшебник, который умудрялся завести этот агрегат, как раз в этот день оказался в наряде по столовой - в подсолнухах самолет валяется, а аэродромный народ побежал водителя с наряда менять.
Санитарку шесть бойцов с толкача заводили – об этом я узнал только лет десять назад, когда в Интернете случай этот вспомнился…
Вот когда начинаешь понимать всю глубину мудрости присказки, что когда Верховный Совет СССР принимал Устав Вооруженных Сил – авиация была в воздухе. И эту страну еще кто-то мечтает победить...
Само собой мы бегом к месту аварии эРа.
Подбегаем. Самолет вниз кабиной лежит, на фотографии он самый.
Фонарь закрыт, а летчика в самолете нет! Мы судорожно начинаем понимать, что ни чего не понимаем...
Короче… Самолет не загорелся, просто своим падением августовский чернозем в воздух поднял. Баки пустые оказались и почему не взорвались – сегодня об этом только Господь Бог ведает!
На эРах на фонаре перископ стоял для обзора задней полусферы. При ударе он выдавил дырку.
Когда все успокоилось и мы попробовали в это отверстие просунуть ЗШ-3 – не получилось, маловата лазейка оказалась.
Но как через нее умудрился выпрыгнуть пилот – это до сегодняшнего дня загадка…