Интересно, что оба эти человека не родились в народе Израиля. Первый был римским сотником.
«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Матф.8:5-10).
Представьте себя на месте сотника. Какая огромная честь выпала ему, что Сам Господь идет к нему домой, чтобы исцелить больного слугу! Ведь сотник может оказать достойный прием, ведь человек он не бедный, но… Поведение удивившего Иисуса римского офицера действительно удивительно. Почему-то он отказывается принять у себя Иисуса. Почему?
Он считал себя недостойным такой чести. Причем здесь нет ни грамма театральности, никакой наигранности, только настоящее смирение. То смирение, которое всегда располагает Бога к человеку…
Вторая история не менее удивительна:
«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матф.15:22-28).
Иисус строго исполнял волю Своего Отца, Который послал Сына служить народу Завета – народу Израиля, поэтому не мог исцелять всех подряд. Господь не назвал женщину собакой, но Он сделал сравнение с собаками (по закону Моисея, нечистые животные). У нее был однозначный повод обидеться: «Меня соотносят с псами!» Надо еще вспомнить о культуре Востока, где люди очень гордые и обидчивые.
Однако, в данном случае, женщина-язычница не обиделась, она сказала, что согласна и не крохи, падающие со стола и в результате получила свое чудо.
Что удивительного в ее вере? Она смогла преодолеть обиду и гордость, она была смиренной.
Таким образом, в обоих случаях особая вера шла рука об руку с особым уровнем смирения.
«…все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Петр.5:5).