#достояние республики
В межсезонье путешествие на Кок-Таш (Синий камень) может быть особенно интересным. Прозрачный лес позволяет увидеть все нюансы горного рельефа северного макросклона Главной гряды Крымских гор. Прогулка ранней весной – непередаваемое наслаждение весенним воздухом, первоцветами и реками чистейшей талой воды. Но не только природа влечет в эти места, здесь путешественника ждут встречи с древней историей полуострова.
Наш путь на Синий камень начинаем от села Родники. От окраины села – на юго-запад, через поле, огибая лесистую вершину Кокен-Оба, дорога идет в направлении Горлинского водохранилища. Голубая гладь воды отражает соседние вершины гор, поросшие высокими соснами. От водохранилища, по руслу реки Кучук-Карасу, идем на юг, в направлении села Красная слобода (до 1948 года – Соллар (Сулар) – «воды»).
В мартовском лесу уже зацветает кизил, его невзрачные, но жизнерадостные желтые соцветия возвещают начало весны и поднимают настроение.
Блестят на солнце воды Кучук-Карасу. Пройдя полтора километра от окраины села, за горой Коель, сворачиваем влево, по правому притоку Кучук-Карасу - реке Соллар.
При входе в лес с удивлением обнаруживаем березовую рощу. Место очень похоже на поляну у кордона, на пути от Поворотного к Черемисовским водопадам. И там, и здесь деревянный стол с лавками для отдыха и высокие, стройные березы. Полюбовавшись редкими для Крыма северными красавицами, продолжим путь вверх по руслу Соллара, а затем восточней - в сторону Синего Камня, скальная вершина которого иногда проглядывает сквозь деревья.
Лес еще не зазеленел, но во всем чувствуется дыхание весны. Набухают почки на деревьях, сквозь прошлогоднюю листву проглядывают лазурные цветы пролески и лимонной примулы, птицы поют по-весеннему.
Через некоторое время Соллар разделяется на три притока: Айлянчик, Комурлюк и безымянный. Самая удобная дорога к вершине Кок-Таша идет вдоль Айлянчика, но необычный для этих мест ельник заманил продолжить путь по руслу реки Комурлюк. Интересно, что же там, дальше?
С крымско-татарского Комурлюк переводится, как «место, где выжигают древесный уголь». На реке местами еще не растаял лед, вода журчит под проталинами. Снежно-ледяное русло белой змейкой по ущелью поднимается к своему истоку – безымянному роднику у перевала Нижний Шелен. Выбираемся по крутому правому борту на хребет. Наверху, сквозь ветви деревьев, глазам открывается скальная вершина Кок-Таша.
Осталось преодолеть ущелье реки Айлянчик с полянами подснежников. К вершине Синего Камня можно подняться по удобной грунтовой дороге, серпантином обогнув гору с востока. Но мы выбираем крутой западный склон без троп, по прекрасному буковому лесу.
Ближе к вершине все чаще встречаются невысокие деревья изогнутой формы. Лес словно «танцует» под мелодию налетающих ветров, среди еще заснеженных полян, усыпанных белоснежными каплями подснежников.
Поднимаемся на вершину по узкой скальной тропе и замираем от восторга перед открывшимся простором. Восточные части Главной и Внутренней гряд – как на ладони. Кок-Таш (Синий камень) – так же можно перевести, как «небесный камень» или «скала, устремленная к небу». Второе название как нельзя лучше отражает ее вид и положение. Скала поднимается над уровнем моря на 804 метра и возвышается над большинством окрестных гор. С севера во всю длину растянулся обширный хребет Кубалач, на северо-западе прекрасно видна красавица Белая скала. Вдали, на западе – заснеженное плато Караби, горы Сори, Шуври и Хрыколь, южнее – перевал Нижний Шелен, хребты гор Караколь и Берлюк. На востоке открывается вид на горы Бор-Кая и Малый Агармыш. С северной стороны в долинах видны домики, тополя и минареты сел Богатое, Красная слобода, Синекаменка и Земляничное.
Полюбовавшись захватывающими видами, спускаемся «с небес на землю», в село Синекаменка. Грунтовая дорога плавно спускается по северному склону Кок-Таша.
На северо-восточной окраине Синекаменки в XIV – XV веке находилось средневековое поселение Кок Таш. Среди археологического материала встречается красноглиняная поливная керамика с геометрическим и растительным орнаментом, выполненным в технике сграффито, монеты золотоордынской и солхатской чеканки. Археолог А.В. Гаврилов сообщает, что шурфовки и раскопки на месте поселения не проводили: «Территория поселения частично занята современными постройками, частично – подвергалась распашке».
Так же загадкой остается огромный таврский (возможно, кизил-кобинский – прим. автора) могильник, расположенный неподалеку от Синекаменки, в лесных зарослях горы Кылыч-Хыр (можно, в том числе, перевести, как «дикая сабля»). По всей видимости, могильник не исследовали, информация о нем отсутствует. Лишь на сайте геокэшинга он упоминается, как «Аспургово кладбище» https://geocaching.su/?pn=101&cid=10325 . Могильник впечатляет своими размерами: среди деревьев расположены несколько десятков поросших мхом каменных ящиков. Внутри многих могил находятся пни старых деревьев. Каменные плиты разворочены. Вероятно, могилы давно разграблены. Трудно представить, но этим захоронениям около двух тысяч лет.
По дороге из Синекаменки выходим к трассе Феодосия-Симферополь, мимо небольшого озера, поросшего камышом. В закатных лучах вершина Кок-Таша парит над окрестностями и зовет вернуться сюда вновь.
Вера Полякова
Фото: Вера Полякова, Святослав Каверин