«Настоящий самурай всегда сражается мечом». Суть этой фразы проста: средневековый воин всегда сражался вооруженным. Против оружия разные методы боя без оружия выглядят неубедительно, а главное, бессмысленно. Другое дело в мирной, гражданской жизни. Рыцарь носит только меч, ну или его заменитель, рапиру, например. Если при определённом стечении обстоятельств атаковать рыцаря, вооруженного одним мечом (да еще расслабленного на гражданке) первым, то есть шанс… Шанс только на одну атаку, на один удар. Надо сразу или вырубить, или убить, а то он начнет мечом колоть-махать и закончится все плохо.
Упустим всякое историческое развитие событий, об это и так много сказано и написано. Разве что стоит упомянуть о том, что сама идея пытаться сражаться голыми руками пришла на Окинаву из Китая. Далее просто включим логику. Пусть кто-то, где-то, по каким-то причинам на острове Окинава, решил, что можно превратить руки в оружие. (Вернее китайцы ему подсказали, пример подали). То есть, реального оружия в руках нет, но можно потренироваться для того, чтобы уложить противника одним ударом на опережение, даже вооруженного. Это уже, какое-никакое оружие.
Что для этого надо? Во-первых, поставленный бесконечной отработкой движений удар. Во-вторых, надо научиться ударом пробивать, крошить, дробить и т.п. Ну, чтобы он был реально опасным. Для этого надо научиться бить с силой по твердым поверхностям. Но при этом руки можно травмировать. Тогда для их защиты и укрепления разрабатывается методика набивки и закалки ударных частей. Ну, и в конце мы получаем руку, которая реально похода на оружие, холодное оружие.
Но по сравнению с мечом, копьем рука очень коротка. Поэтому к удару рукой надо добавить бросок тела вперед: подскок, прыжок, шаг, выпад, ну, да что угодно, лишь бы быстро сблизиться с противником и нанести свой удар. Собственно, вот и все. С этого каратэ начинается, этим и заканчивается, больше ничего не нужно.
Но это было бы слишком просто. А люди любят сложности, да и ситуация со временем меняется.
Если первые «умельцы» каратэ могли рассчитывать на успех одной атаки с одним ударом на опережение, то их последователям пришлось сложнее. Во-первых выяснилось, что не всегда одного удара достаточно. Если противник успевает выхватить меч и замахнуться, то приходиться сначала перехватывать его руку с мечом захватом, блоком, чем угодно. А только потом бить. Так и появляется идея блок-удар. (Кстати, это национальная японская фишка. Там принято мечом рубить. Если бы мечом кололи, судьба каратэ была бы не такой). Кроме того, ноги сильнее и длиннее рук, можно в некоторых случаях для опережения атаковать ногами.
Следующий этап становления каратэ - это конкуренция, конфликты и поединки между самими каратэистами, которые неминуемо должны были возникнуть, потому как люди везде люди. А поскольку на Окинаве самым опасным было каратэ, то и приемы защиты и нападения разрабатываются против каратэ.
В результате подучается некая система, которая позволяет в определенных условиях вести бой против легковооруженного противника, против бойцов каратэ, ну и против нескольких злых крестьян или бандитов на большой дороге.
Так каратэ поднимается на первую ступень «Меч в руке» Что это означает? В чем ее суть?
Берем какого-то человека, который не воин, оружия у него нет и никогда не будет, ну, так сложилось. Прогоняем его через тренировки каратэ. На выходе получаем человека, руки которого настолько жесткие, что сравнимы с холодным оружием. Удары стремительны и пробивающие. Тело закалено. В драке с безоружными он выглядит как рыцарь. Но главное, в результате подготовки он ставится бойцом, драчуном, готовым сражаться с любым человеком или даже с толпой.
По сравнению с рыцарем (самураем) он выглядит не так убедительно. Но с напряжением всех сил и удачи может победить и самурая. Но для этого кроме удачной ситуации нужно некое самопожертвование - умение бросится в бой с целью победить или умереть, победить даже ценой свой жизни, или умереть за свое дело.
Добиться такого психологического настроя непросто. Поэтому появляются всевозможные ритуалы, правила, специальные упражнения, призванные «взвинтить» психику и активировать тело. Любой ритуал имеет практически стандартный набор: особая форма одежды, место поклонения, объект поклонения, метод поклонения и т.п. (поклонение надо понимать в очень широком смысле, чайная церемония – это тоже поклонение). В этом и можно разглядеть кимоно, пояс, поклоны, додзе, почитание учителя и т.п. Вообще-то, это примеры более современные. Но в те времена тоже что-то было. Оставим это изучать историкам и культуроведам. Нам важна лишь суть.
Суть ритуалов каратэ сводится к тому, что каратэисты объявляются особой кастой воинов. У них нет оружия, но в оружие превращается тело и его боевые движения. И на это накладывается воспитанное чувство воина, воина особой касты, касты особых воинов без оружия.
Эта картинка, конечно, идиллическая. Понятно, что в реальности люди разные, мастера разные, учителя разные и т.п. Были драчуны от природы, которые сражались по принципу: «Я дерусь, потому что дерусь». И никакие ритуалы и воспитание бойца их не интересовали. Были люди от природы с уникальными физическими данными, и им были не нужны изнурительные тренировки. По-разному все было, как и сейчас, и всегда.
Но направленность подготовки при этом сохранялась, и цель сохранялась. И были люди, которые изучали каратэ, что называется, в полном объеме.
Цель каратэ – превратить невооруженного человека в подобие вооруженного воина. Для этого ковалось тело, ковалась техника, и перестраивалась психика. Ученик должен был сам в результате убедить себя в том, что он воин, и воин вооруженный. Это непросто, совсем непросто. Чтобы суметь броситься с голыми руками на вооруженного воина нужно некое самопожертвование. А это особое психо-эмоциональное состояние.
Итак, в итоге первая ступень каратэ «Меч в руке» представляла из себя следующее. На первом этапе тело бойца превращалось в оружие, а его личности прививалась способность и желание драться, убивать, побеждать и т.п. Это – боец. Среди бойцов появлялись люди, у которых просыпались буквально звериные инстинкты, и они бросали на врага, не заботясь о последствиях и опасности для собственной жизни.
На втором этапе, а к нему обычно относились люди «без звериных инстинктов», происходило становление воина, который осознанно шел на битву, понимая, что может умереть. Этому предшествовала некая психподготовка, в основе которой лежали ритуалы.
И вот сейчас, от многих последователей, любителей каратэ можно услышать, что каратэ- это метод убийства, это жесткое боевое искусство и т.п. Это как раз речь о первой ступени «Меч в руке».
И раз уж вспомнили наши времена, то стоит заметить, что каратэ создает ВОИНА, готового сразиться и умереть ради победы, но оно не создает ПОБЕДИТЕЛЯ. И все разговоры и рассуждения на тему, что в реальном, смертельном бою каратэист замочит всех ММА-шников, это просто разговоры. Потому как есть вопросы к технике и методам ведения боя.
В этой статье не случайно не рассматривался вопрос техники, поскольку он требует отдельного рассмотрения.
Специфика занятий каратэ привела к тому, что «Меч в руке» оказался всего лишь первой ступенью. Дальше каратэ начало изменяться и превращаться во вторую ступень, о чем речь пойдет дальше…