Об Иване Максимовиче Поддубном ходит много легенд. Например, что он нашел эликсир вечной молодости, сделал пластическую операцию, стал похож на Михаила Пореченкова и снялся в фильме про самого себя.
Это, конечно же, шутка. А серьезные вещи впереди. Для меня самое удивительное то, что Поддубный пережил революцию, Гражданскую и Великую Отечественную. Хотя мог сгинуть в любом конфликте.
Отмечу, что Иван Максимович всегда старался держать нейтралитет. Но не только в этом причина того, что судьба его берегла.
Поддубный. Начало
Раз уж упомянула про фильм, то решила сделать подзаголовок в киношном стиле. На самом деле, начиналось всё далеко не многообещающе. Да, с детства Иван Максимович был крепким. В 2007 году в журнале «Вокруг Света» Людмила Третьякова в материале «Абсолютная сила Ивана» написала: сам Поддубный говорил, что сильнее него был только его отец.
Но простой парень не знал, как правильно заработать на дарованной ему физической силе. Лучшее, что придумал – пойти грузчиком в Крымские порты. И это был правильный выбор, потому что именно там Поддубный понял, что может выступать в цирках.
Он работал в Феодосии. Это был конец 19-го века. Иван Максимович много гастролировал по стране и миру.
Часто вспоминают его поединок с французом Раулем ле Буше. Об этом писал в «Аргументах и фактах» Андрей Сидорчик.
Иван и Рауль
Между Поддубным и ле Буше было 2 поединка. В первый раз француз обмазался маслом. И Иван Максимович не мог ничего с тем поделать. А судьи «не увидели» жульничества со стороны своего земляка.
Поддубный тогда был так раздосадован несправедливостью, что собрался покончить с занятиями борьбой. Но товарищи его отговорили.
Иногда про ле Буше пишут, что он незадолго до поединка стал есть много масла, чтобы оно потом выступало с потом. Но эта информация не соответствует действительности. Ле Буше нагло обмазался маслом перед выходом к Поддубному.
Реванш состоялся в Санкт-Петербурге. И там уже Иван Максимович победил без вопросов. А Рауль бился в истерике.
Гражданская война
Во время неё Иван Максимович служил в цирках Керчи и Житомира. Но не это любопытно.
Его вполне могли расстрелять.
Однажды Поддубного перепутали с неким Поддубовым, который якобы был зачинщиком погромов. К счастью, разобрались.
Был у Ивана Максимовича опыт борьбы с махновцами – по всем правилам борьбы. Поддубный выходил победителем из всех поединков. Нестор Иванович злился, но силача не тронул ни разу.
Великая Отечественная
Перед ней Поддубного наградили орденом Трудового Красного Знамени и присвоили звание Народного артиста РСФСР.
Когда война началась, Иван Максимович был уже стариком. Он жил в Ейске. Немцы, как известно, добрались и туда.
Он смело расхаживал с советским орденом на груди. И тут история темная. Ходит легенда, что один нацист хотел сорвать награду с груди атлета. А тот взял немца и швырнул его за забор. После такого – только расстрел на месте.
Но какой-то высокий немецкий чин запретил отправлять в мир иной легенду.
Пишут, что Иван Максимович либо сам держал биллиардную для фашистов, либо работал в ней «администратором». Скорее всего, второе.
Есть версия, что Поддубный был членом партизанского подполья.
Та же Людмила Третьякова указывает, что Ивана Максимовича приглашали в Германию тренировать гитлеровских спортсменов. Но он сказал: «Я – русский борец. Им и останусь».
Приводят и другое высказывание Ивана Максимовича. Когда его немцы спросили, кто такой Сталин. Богатырь немного подумал и произнес: «Сталин – это дьявол, а ваш Гитлер – сатана».
Рассказывают историю, что Иван Максимович, несмотря на возраст, очень хотел пойти на фронт. Но это, скорее всего, выдумка, как и то, что он погиб где-то в Польше. Там захоронен его более молодой однофамилец.
Последние годы
После войны Поддубному пришлось туго. Во-первых, его вызывали в НКВД – подозревали. В лагеря старика не отправили, но пайку сократили. А Ивану Максимовичу с его-то телом и обычной пайки не хватало. Он писал Калинину, Ворошилову. Однако ж ответных писем не пришло.
Очень странная судьба у этого человека. Согласны? С одной стороны – это был тот, кто прославлял свою страну. И в военные годы вел себя достойно, хотя мог уехать в Германию, раз уж «держал нейтралитет»: не помогал ни немцам, не советской власти. В Гражданскую, напомню, он так же себя вел: не помогал ни белым, ни красным, ни махновцам.
При этом советская власть Поддубному, кроме громких званий ничего не дала. Человек, по рассказам жителей Ейска, жил в нужде, в нищете.
Забыла рассказать еще один интересный момент. Первая жена Ивана Максимовича сбежала с белогвардейским офицером.
Со второй – Марией Семеновной – атлет прожил всю жизнь.