Найти в Дзене
Морская коллекция

Легкие крейсера. Первенец советского флота. «Червона Украина»

Оглавление

После русско-японской войны, даже с учетом возврата интернированных кораблей, у России оставалось менее 15 крейсеров, из них три безнадежно устаревших. Обновление крейсерских сил надо было производить с учетом громадного качественного скачка, с учетом уроков войны. Так, вместо бронепалубных крейсеров нишу разведки, дозора, поддержки эсминцев, заняли легкие крейсера, с бронированным поясом, турбинными силовыми установками, скоростью около 30 узлов. В июне 1912 года была утверждена «Программа усиленного судостроения флота на 1912—1916 годы», предусматривающая постройку 4 линейных крейсеров типа «Измаил», 4 легких крейсеров типа «Светлана», 36 эсминцев типа «Новик» и 12 подводных лодок типа «Барс» для Балтийского флота и 2-х легких крейсеров типа «Светлана» для Черноморского. Вскоре черноморский заказ был увеличен до четырех крейсеров.

По головному балтийскому крейсеру эти крейсера относят к типу «Светлана».

Однако другие заложенные в 1913-1914 годах крейсера получили имена не в честь героини поэмы Жуковского и погибшего при Цусиме крейсера 2-й Тихоокеанской эскадры, а в честь прославленных адмиралов русского флота.

На Балтике, кроме «Светланы», строились «Адмирал Грейг», «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Бутаков». На черноморском заводе «Руссуд», в кооперации с заводом «Наваль»-«Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов».

Черноморский проект несколько отличался от балтийского, но в остальном ГУК жестко следил за полной унификацией. Завершить постройку легких крейсеров планировали в 1915-1916 годах.

Но ни один из восьми легких крейсеров до конца первой мировой достроен не был, с началом войны прекратились поставки деталей и механизмов из Германии, возник дефицит материалов и квалифицированных рабочих. В годы гражданской войны тоже было не до судостроения.

В конце гражданской войны, 24 декабря 1920 года, было решено достраивать головные крейсера балтийской и черноморской серий по первоначальному проекту. В 20-х программу расширили, запланировав достроить 6 из 8 крейсеров.

В реальности удалось ввести в строй три крейсера, один балтийский и два черноморских. Еще два балтийских были достроены как танкеры. Остальные пришлось разобрать. А крейсера эти , все втроем, в итоге служили в составе Черноморского флота, как «Профинтерн» (бывший «Светлана», позднее «Красный Крым»), «Червона Украина» (бывший «Адмирал Нахимов») и «Красный Кавказ» (бывший «Адмирал Лазарев»).

Легкие крейсера. Гвардейский. «Красный Кавказ»
Морская коллекция17 мая 2021

Легкие крейсера. Неуязвимый Гвардейский крейсер . «Красный Крым».
Морская коллекция6 мая 2020

«Адмирал Нахимов» был заложен 18 октября 1913 года в Николаеве на заводе "Руссуд", спущен на воду 25 октября 1915 года. Наблюдающим за постройкой был корабельный инженер Н. И. Михайлов (вел все 4 черноморских крейсера, в феврале 1918 года был уволен с военной службы, продолжал выполнять обязанности наблюдающего за постройкой кораблей по вольному найму, во время немецкой оккупации отказался от службы и присяги незалежникам).

Спуск крейсера Адмирал Нахимов, 25 октября 1915 года
Спуск крейсера Адмирал Нахимов, 25 октября 1915 года
Спуск крейсера Адмирал Нахимов, 25 октября 1915 года
Спуск крейсера Адмирал Нахимов, 25 октября 1915 года
Адмирал Нахимов перед спуском на воду, 24 октября 1915 года
Адмирал Нахимов перед спуском на воду, 24 октября 1915 года

В 1918 году Николаев был оккупирован немцами, под властью самостийников захваченный недостроенный крейсер был переименован в «Гетьман Богдан Хмельницький». В феврале 1919 года незалежников сменили французские интервенты, крейсер они передали деникинским ВСЮР.

1918, на достройке
1918, на достройке
1918, Николаев
1918, Николаев

Согласно «Боевому расписанию действующего флота на 15 августа 1919 года» у «Адмирала Нахимова» – готовность была 95%, нет артиллерии». В январе 1920 года захватившие Николаев белогвардейцы отбуксировали его в Одессу, посадили на мель и бросили из-за невозможности буксировки в сложных погодных условиях (крейсер вмёрз в лёд, и белогвардейский эсминец «Жаркий» не сумел взять его на буксир и вывести из порта). В феврале 1920 года, после изгнания белых, крейсер был возвращен в Николаев.

В соответствии с восстановительной программой советского флота на 1921–26 годы 1 апреля 1923 года Николаевские государственные заводы им. А. Марти приступили к достройке корабля по первоначальному проекту. Изменились только два параметра- вместо старых противоаэропланных пушек крейсер получил 75 мм зенитки на станке Меллера, а в качестве торпедного вооружения-три трехтрубных аппарата 450 мм. На достройку крейсера «Адмирал Нахимов» СНК РСФСР выделил тогда только 250 тысяч рублей, что было явно недостаточно.

«Адмирал Нахимов» 7 (по др. данным 26) декабря 1922 года был согласно Приказу Реввоенсовета УССР переименован в «Червона Украина». В декабре 1922 года III Всеукраинский съезд Советов рассмотрел меры по содействию достройке корабля и принял постановление о шефстве Всеукраинского Центрального исполнительного комитета над «Червоной Украиной». СНК УССР 8 мая 1923 года принял решил выделить в фонд достройки корабля 200 тысяч рублей золотом.

Крейсер находился в высокой степени готовности: котлы, главные турбины, большая часть вспомогательных механизмов и трубопроводов погружены на корабль, трубы и мачты установлены. Основной объем работ по достройке включал очистку корабля от грязи и коррозии, завершение монтажа главных и вспомогательных паропроводов, трубопроводов, турбогенераторов и электропроводки, наладку всех механизмов и устройств, подготовку к сдаче. На 1 февраля 1926 года готовность крейсера по массе корпуса составляла 96 %, по главным турбинам  99 % и по вспомогательным механизмам  84 %.

План предусматривал готовность корабля к сдаче 1 мая 1926 года. В целом сроки удалось выдержать, крейсер прошёл швартовочные испытания в апреле и ходовые испытания 13 июня 1926 года. Корабль вступил в строй 21 марта 1927 года.

Общая стоимость работ по достройке крейсера составила не менее 450 тысяч золотых рублей.

конец 20-х
конец 20-х

Норман Полмар в своей книге «Авианосцы» упомянул, что Фрэнсис Э. МакМерти, издатель ежегодника «Джейнс Файтинг Шипс», сообщал о намерениях руководства ВМФ СССР в 1929 году переделать крейсер «Адмирал Нахимов» в лёгкий авианосец, присвоив ему имя «Сталин». Предполагалось, что «Сталин» будет нести 22 самолёта и иметь скорость 30 узлов. Ожидалось, что постройка корабля будет завершена в 1939 году (в справочнике указан 1937 год).

Крейсера черноморской серии были крупнее балтийских по водоизмещению (7600 тонн против 6800) и размерам, имели другую силовую установку (4 паротурбины Парсонса и 14 котлов Ярроу вместо 4 паротурбин Kepтис-AEG-Вулкан и 13 котлов Ярроу-Вулкан), корпус имел более низкий борт с полубаком.

«Червона Украина» во время испытаний продемонстрировала среднюю скорость 29,82 узлов и максимальную 30,9 узлов. К началу войны отопление переведено на полностью нефтяное, но реальная скорость не превышала 27,5 узлов.

Крейсер имел бронирование, защищающее от огня эсминцев- полный главный пояс 75 мм опирающийся на нижнюю палубу 20 мм. Верхняя палуба также 20 мм, а верхний пояс 25 мм. Кожухи дымовых труб под уровнем палубы также имели 25 мм броню.

Главный калибр крейсера- 15×1 130-мм/55 орудий Обуховского завода обр. 1913 года, обеспечивающих дальность стрельбы 33,5-кг снарядом до 22315 метров. Расположение-казематы и верхняя палуба.

Зенитное, торпедное и авиационное вооружение было предметом нескольких модернизаций в 30-е годы. Эксперимент с гидросамолетом перед войной был прекращен, а ПВО на 1941 год включало 3×2 100-мм/47 зенитных орудия системы Минизини, 4×1 45-мм 21-К и 7 12,7-мм пулеметов ДШК.

-9
1927
1927
осень 1941
осень 1941

1939
1939

-13
-14
-15

«Червона Украина» (до 26 декабря 1926 года -«Адмирал Нахимов», после 6 февраля 1950 года - "СТЖ-4", после 30 октября 1950 года - "ЦЛ-53"). Руссуд Верфь, Объединение Николаевских государственных заводов им. Марти. Строительство начато 18 (31) октября 1913 года. Спущен на воду 19 октября (6 ноября) 1915 года. Введён в эксплуатацию 21 марта 1927 года. Потоплен авиацией 13 ноября 1941 года. Поднят 3 ноября 1947 года. Использовался как корабль-цель с 30 октября 1950 года. 10.5.1952 посажен на грунт у косы Бакая и превращен в мишень.

Водоизмещение стандартное/полное 7999/8400 тонн. Длина 163,2/ 166,8м. Ширина 15,7 м. Осадка 5,7 м.
Бронирование борт  76 мм, рубка  76 мм, палуба и верхний пояс 25 мм.
Двигатели 4 паровых турбины«Браун-Бовери-Парсонс» и 14 котлов Ярроу, 50 000-55 000 л. с.Движитель 4 гребных винта. Скорость хода 29 узлов максимальная. Запас топлива 900 тонн. Дальность плавания 2700 миль на 14 узлах. Экипаж 852 человека.
Вооружение 15 130-мм орудий образца 1913 года. Зенитная артиллерия 8 75-мм зенитных орудий системы Меллера и 2 7,62-мм пулемётов Максим. Минно-торпедное вооружение 3 × 3 450 мм торпедных аппарата образца 1913 года, 100 якорных мин (или 90 мин КБ-3). 2 бомбомёта, 30 глубинных бомб (10 Б-1 и 20 М-1). Авиационная группа 2 гидросамолёта КР-1 (Heinkel HD-55) (с середины 30-х годов – КОР-1)

(после ремонта 1939–1941 гг.)

Водоизмещение 7480/8268 тонн, 8400  тонн (8300 длинных тонн ; 9300 коротких тонн ). Длина 163,2 (вл), 166,7-166,8 м. Ширина 15,71 м. Осадка 6,2 м.
Бронирование борт Нижний броневой пояс 76 мм, рубка  76-50 мм, Верхняя и нижняя бронепалуба 20 мм каждая палуба. Верхний броневой пояс: 25 мм. Орудийные щиты : 25 мм. кормовой траверс – 50 мм
Двигатели 4 паровых турбины с редуктором,14 котлов Ярроу, 55 000 л. с.Движитель 4 гребных винта. Скорость хода 29,5 узлов максимальная. Запас 950 тонн нефти. Дальность плавания 2700(3700) миль на 14 узлах. Экипаж 830-852 человека.
Вооружение 15×1 130-мм/ 55 орудий B7 образца 1913 г. Зенитная артиллерия 3 × 2 - 100-мм (3,9 дюйма) / 47 калибра зенитные орудия Minizini, 4 × 1 - 45-мм /46 зенитные орудия 21-К, 7 × 1 - 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметы. Противолодочное вооружение 2 бомбомёта, 30 глубинных бомб. Минно-торпедное вооружение 3-4 × 3 457-мм торпедных аппарата, 60-100 (90)якорных мин.

-16
Турбина системы «Броун-Бовери-Парсонс» (такого же типа, что стояли и на Красном Кавказе) в разрезе
Турбина системы «Броун-Бовери-Парсонс» (такого же типа, что стояли и на Красном Кавказе) в разрезе

Черноморские крейсера дореволюционных проектов.

-18

Легкий крейсер «Червона Украина» вошел в состав флота 21 марта 1927 года.

О возрождении русского флота на Черном море первой оповестили Турцию. В 1928 году крейсер в сопровождении эсминцев посетил Турцию с дружественным визитом. По воспоминаниям Кузнецова (с 1926 года вахтенный помощник) первый салют в честь генерал-губернатора Стамбула наши артиллеристы якобы отгрузили всего 20 залпов, но следующим утром исправили-еще раз подняли турецкий флаг и бахнули одиночным. Так и урегулировали дипломатический скандал.

3 июня на корабле произошло ЧП-ночью возник пожар в кормовом котельном отделении. Как назло отрубилось и электричество. Тушили ручной помпой и огнетушителями. Обошлось.

А на обратном пути из Стамбула крейсер сопровождал в Батуми яхту дружественного афганского короля Амануллы-хана, решившего посетить СССР.

19290700-И.В._Сталин_с_моряками_крейсера_Червона_Украина._1929_г.И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов с моряками крейсера Червона Украина. Крымское побережье у села Мухалатка.
19290700-И.В._Сталин_с_моряками_крейсера_Червона_Украина._1929_г.И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов с моряками крейсера Червона Украина. Крымское побережье у села Мухалатка.

25 июля 1929 года на борту крейсера побывал И. В. Сталин.

В 1930 году «Червона Украина» вошла в состав бригады крейсеров, сформированной на основании приказа РВС СССР №014 от 9 марта 1930 года) совместно с однотипным крейсером «Профинтерн» и учебным крейсером «Коминтерн». Демонстрация флага стала одним из основных направлений использования корабля. В том же году крейсер в сопровождении эскадренных миноносцев совершил поход в Средиземное море с заходом в Мессину и Пирей.

В 1934 году крейсер вновь посетил Турцию.

«Я горячо доказывал, что наша «Червона Украина» – вполне современная боевая единица. Орджоникидзе не оспаривал моих взглядов. Видимо, считал, что не следует подрывать веру командира в свой корабль. В то время считать такой крейсер безнадёжно устаревшим было, прямо скажу, грех. Но Серго смотрел далеко вперёд». Н. Г. Кузнецов (с ноября 1933 по август 1936 года – командир крейсера).
1935
1935
1934
1934
30-е
30-е
30-е
30-е

Подъём гидросамолёта КР-1 на борт крейсера «Червона Украина».
Подъём гидросамолёта КР-1 на борт крейсера «Червона Украина».

Под командованием Кузнецова крейсер претендовал на звание «Лучший корабль Морских Сил СССР», причём конкурировал с крейсером «Красный Кавказ», где Кузнецов ранее служил старшим помощником. «Червона Украина» соревнование проиграла, после того как на осенних маневрах 1934 года намотала на винты стальную сеть бонового заграждения.

Тем не менее в марте 1935 года «Червона Украина» участвовала в манёврах Черноморского флота в качестве флагманского корабля.

В 1932 году крейсер прошел капитальный ремонт. В 1934-1935 годах
модернизировали ПВО, 75 мм пушки со станками Меллера заменили на шесть 76-мм зенитных пушек Лендера. Следующий капремонт состоялся в 1939 году, на Севастопольском морском заводе. В доке прошла очистка и ремонт подводной части, затем на заводе занялись ремонтом машин и котлов. Экипаж крейсера активно участвовал в ремонтных работах, его временно разместили в казарме на Северной стороне.

Ремонт сопровождался проведением модернизации, крейсер получил более современные отечественные средства связи и технические средства кораблевождения (гирокомпасы, эхолоты и другое). Было усилено ПВО, установили три итальянские спаренные 100-мм пушки системы Минизини. Было демонтировано оборудование под гидросамолёты.

Ремонт шел медленно, как писал тогдашний командир крейсера Н. Е. Басистый : «Завод сейчас основные силы бросает на ремонт линкора «Парижская коммуна».

К 1 мая 1941 года крейсер успешно завершил все испытания, на нём снова подняли военно-морской флаг, и он перешел в Северную бухту Севастополя на обычное место стоянки.

Крейсер «Червона Украина» в Севастополе, 1941 год.
Крейсер «Червона Украина» в Севастополе, 1941 год.

Утром 22 июня «Червона Украина» участвовал в отражении авианалёта на Севастополь, а 23–24 июня – в постановке оборонительных минных заграждений на подходах к нему (23 июня крейсер установил 90 мин).

В ночь с 4 на 5 июля «Червона Украина» по плану перешла на базу в Новороссийске.

28 августа в Севастополе на борт было принято 720 моряков-добровольцев, 29 они были доставлены в Одессу. Здесь крейсер с 29 августа по 1 сентября оказывал артиллерийскую поддержку советским войскам. Крейсер действовал под прикрытием эсминцев, малых кораблей и дымовой завесы.выпустив по немецким позициям не менее 832 130-мм снарядов.

В сентябре крейсер вернулся в Новороссийск, откуда сопроводил транспорты «Армения» и «Украина», загруженные войсками для Одессы. По дороге крейсер зашел в Севастополь, передав конвой эсминцам.

«Червона Украина» принимал участие в эвакуации Одессы. 2-3 октября крейсер эвакуировал часть полка морской пехоты из Тендры в Севастополь. 14 октября крейсер приступил к эвакуации Одесского Оборонительного района, на нем действовал штаб командующего одесской обороной контр-адмирала Г. В. Жукова. В ночь с 30 по 31 октября крейсер эвакуировал оставшиеся части с Тендровской косы.

«Червона Украина» в Севастополе, 12 ноября 1941 года. Последнее «прижизненное» фото крейсера.
«Червона Украина» в Севастополе, 12 ноября 1941 года. Последнее «прижизненное» фото крейсера.

Корабль хорошо проявил себя в начальный период войны, и его командир капитан 1-го ранга Басистый ушёл на повышение, став командиром Отряда лёгких сил Черноморского флота. 5 ноября командование крейсером было передано капитану 2-го ранга И. А. Зарубе.

Во время обороны Севастополя именно «Червона Украина» 8 ноября 1941 года первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим немцам.

Артиллерийская поддержка войск первого и второго секторов обороны, расположенных на юге СОР, была возложена на крейсера «Красный Крым», «Червона Украина» и несколько эскадренных миноносцев. «Красный Крым» стоял на огневой позиции в Северной бухте, а «Червона Украина»  в Южной, в районе пристани Совторгфлота (Торговая пристань). Крейсер стоял на якорях и бочках носом к выходу из бухты почти на линии Графская пристань- Павловский мысок в полукабельтове от причала.

9 и 10 ноября крейсер провел семь стрельб (расход 48 и 100 130-мм снарядов соответственно), а 11 ноября выпустил по немецким войскам в районе Кадыковка-Варнутка 682 130-мм снаряда.

«Начиная с 30 октября, то есть с первого дня Севастопольской обороны, крейсер вместе с другими кораблями и береговыми батареями поддерживал огнём наши части, отражавшие натиск противника». Басистый.

Принявший 5 ноября командование крейсером капитан 2 ранга И. А. Заруба трижды запрашивал командование флота о разрешении сменить позицию, но ответа не получил ни разу. Стабильная позиция, конечно, позволяла экономить время на расчеты и пристрелку, но неподвижный крейсер, минимум неделю стоящий на одном месте был слишком удобной мишенью. Когда немцы завладели крымскими аэродромами, результат стал предсказуем.

Утром 12 ноября крейсер успел сделать 8 трёхорудийных залпов по немцам под Балаклавой («крейсер вёл огонь по скоплениям гитлеровцев в районе Качи, Мекензиевых гор и Бельбекской долины»).

В 9 часов (по другой версии это случилось в 11-45 и немец был один) два немецких самолёта-разведчика проверили расположение кораблей и судов в бухте. А в 11-00 (с 12-00 до 12-15) начался авианалет, три группы самолётов (всего 23 или 28 машин). Немецкие самолёты использовали фугасные бомбы массой 100 и 250 кг, а также бомбы замедленного действия массой 500 кг. Крейсер у Графской пристани во время второй атаки получил два прямых попадания авиабомб.

12 часов 08 минут Взрыв 100-кг фугасной бомбы «на расстоянии 5–7 м от правого борта на траверзе 92–100 шпангоута»* 12 часов 08 минут Прямое попадание 100-кг фугасной бомбы «в районе 4-го торпедного аппарата на шкафуте левого борта»** 12 часов 11 минут Взрыв 500-кг бомбы «на грунте в непосредственной близости от правого борта корабля в районе 9–12 шпангоута» 12 часов 12 минут Взрыв 500-кг бомбы «под днищем корабля с левого борта, в районе 48–54 шпангоута».

В 12-24 рядом с корпусом крейсера взорвались еще три бомбы. На корабле начался сильный пожар (два очага возгорания, угрожавшие носовому и кормовому артиллерийским погребам). Через две пробоины в правом и левом борту корабль принял около 3300 тонн воды. Погибло 72 человека.

«заклинило 130-мм орудия № 2, 3, 4; 6, 11, 12, вышли из строя все три 100-мм зенитные установки и четыре 45-мм пушки», «14 моряков погибли, 90 получили ранения»

Пожары были потушены силами экипажа, но командир принял решение затопить артиллерийские погреба. Это, в сочетании с контрзатоплением отсеков, еще более ухудшило ситуацию с плавучестью и креном.

Около 14 часов 30 минут «к кораблю подошли водолазный бот и спасательное судно «Меркурий», которое помогло с откачкой воды. Вода в 4-м машинном отделении пошла на убыль. Но «пластырь установить не удалось, так как подкильные концы, заводимые с кормы, далее 55-го шпангоута не шли, им мешали рваные кромки пробоины». Вскоре и «Меркурий» прекращает спасательные работы и переходит к повреждённому эсминцу «Беспощадный».

После доклада командира крейсера около 16-00 его предложение было поддержано командованием- «команду с личными вещами отвести в укрытие, а на корабле оставить зенитный дивизион и аварийные партии», а также «приказание о снятии с корабля вооружения и выгрузке боеприпаса».

16 часов 30 минут на корабль поднялись «флагманский инженер-механик флота и начальник ЭПРОНа» и потребовали продолжить борьбу за живучесть и вернуть экипаж. Однако пробоины заделать не удалось, в темноте водолазы работать не могли. Носовая часть ушла под воду и корабль начал крениться. В 19-30 начались все-таки демонтаж артиллерии и выгрузка боекомплекта. К 21-00 воды было принято уже 4000 тонн.

Борьба экипажа за живучесть успеха не имела, ночью крен на левый борт достиг 40° и командир отдал приказ покинуть корабль. Крейсер затонул в четыре часа утра 13 ноября с креном более 50 градусов на глубине 13–16 метров. Вместе с кораблём погибли командир 4-го машинного отделения и четыре машиниста, не успевшие покинуть свои места. Крейсер ушел на дно с поднятым боевым знаменем.

Экипаж присоединился к защитникам Севастополя, а снятые с крейсера 130 мм орудия превратились 17 декабря в четыре береговые батареи. Две спаренные 100-мм установки, снятые с «Червоной Украины», позже установили на «Красный Кавказ».

-27
-28
-29
-30

Братская_могила_моряков_крейсера_«Червона_Украина»
Братская_могила_моряков_крейсера_«Червона_Украина»

Береговая артиллерийская стационарная батарея № 703 (114)

Береговая артиллерийская стационарная батарея № 703 (114) Памятный знак у первого орудийного дворика
Береговая артиллерийская стационарная батарея № 703 (114) Памятный знак у первого орудийного дворика

-33

Береговая артиллерийская стационарная батарея № 703 (114) была создана в 1942 году из двух орудий калибром 130 мм (Б-7), снятых с крейсера «Червона Украина». Батарея первоначально находилась в районе поселка Дергачи, с февраля 1942 года к северо-востоку от улицы Генерала Жидилова. К концу декабрьского штурма износ стволов этой батареи составил 180 и 215%. При переносе батареи стволы заменили. Пушки были установлены на бетонные основания. Личный состав батареи- моряки из экипажа крейсера «Червона Украина» под командованием старшего лейтенанта П. С. Рабиновича.

Особенно активно батарея действовала в последние дни обороны с 20 по 29 июня 1942 года. 29 июня в 2 часа ночи с Северной стороны высадился немецкий десант в район Троицкой балки. После обеда батарея и части 8-й бригады морской пехоты были окружены. Связи не было. Расстреляв все боеприпасы, артиллеристы вместе гарнизонами соседних дотов пошли на прорыв. Из 150 бойцов вышли из окружения 15 человек. Командир (ст. л-т Н.Кононов) и часть личного состава были взяты в плен немецкими диверсантами.

Сохранилось два орудийных дворика с погребами боезапаса и повреждениями разной степени, пять бетонных укрытий ( дополнительные погреба боезапаса из которых один взорван, три засыпаны). Позиция батареи внесена в Реестр памятников местного значения, мемориальное обозначение установлено рядом с орудийным двориком № 1.

Фок-мачта крейсера «Червона Украина», потопленного немецкой авиацией
Фок-мачта крейсера «Червона Украина», потопленного немецкой авиацией

3 ноября 1947 года крейсер подняли, а 8 февраля 1948 года поставили в док и отремонтировали. После этого он использовался как СТЖ-4, учебно-тренировочная станция по борьбе за живучесть учебного отряда ЧФ. С 30 октября 1950 года крейсер был переклассифицирован в корабль-цель ЦЛ-53.

10 мая 1952 года его посадили на грунт в районе Бакальской косы как мишень для бомбометания морской авиации.

-35
-36

Среди командиров корабля-будущие контр-адмирал Николай Николаевич Несвицкий (1927 — 8.1930), адмирал Никола́й Гера́симович Кузнецо́в (11.1933 — 5.9.1936), адмирал Никола́й Ефре́мович Баси́стый (29.10.1939 — 5.11.1941).

Крейсер «Червона Украина» вошёл в историю как первый крупный военный корабль советской постройки. «Червона Украина» единственный советский крейсер, погибший во время войны. и самый крупный погибший боевой корабль (если «Марат» считать в соответствии с советской традицией как получивший тяжёлые повреждения).

Причины гибели крейсера заключаются в пренебрежении командованием правилом смены позиций и маскировки. К тому же крейсер не был прикрыт дополнительной ПВО, при налете удалось только повредить один самолет, но и это не точно. Возможно, что корабль можно было спасти и после бомбардировки. Если бы экипаж не выводился с корабля, не отвлекалось спасательное судно, не затапливались погреба (Басистый твердо утверждает, что оба пожара уже были погашены экипажем), скорее всего, шанс отбуксировать крейсер в Новороссийск, сохранился.

Обвинений командиру не предъявлялось,командование посчитало его действия соответствующими ситуации.

Иван Антонович Заруба потом исполнял обязанности начальника отдела плавсредств и гаваней ЧФ. 2 июня 1942 года взят в плен раненым во время эвакуации с 35-й батареи на торпедном катере вместе с генерал-майором П. Г. Новиковым. Освобождён в Бухенвальде американцами 23 апреля 1945 года. Прошел фильтрацию и проверки, восстановлен в звании и назначен на должность командира учебного корабля «Комсомолец» КБФ.

Кострома Геннадий Николаевич_Последний бой крейсера Червона Украина. 2010
Кострома Геннадий Николаевич_Последний бой крейсера Червона Украина. 2010

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам