Найти в Дзене
С Богом по жизни

Нават: Каков оригинал, такова и копия

Оглавление
«Нават же, сын Иеровоамов, воцарился над Израилем во второй год Асы, царя Иудейского, и царствовал над Израилем два года. И делал он неугодное пред очами Господа, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех. И сделал против него заговор Вааса, сын Ахии, из дома Иссахарова, и убил его Вааса при Гавафоне Филистимском, когда Нават и все Израильтяне осаждали Гавафон: и умертвил его Вааса в третий год Асы, царя Иудейского, и воцарился вместо него. Когда он воцарился, то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию Силомлянина, за грехи Иеровоама, которые он сам делал и которыми ввел в грех Израиля, за оскорбление, которым он прогневал Господа Бога Израилева. Прочие дела Навата, всё, что он сделал, описано в летописи царей Израильских» (3 Цар. 15:25-31).

В само полотно жизни Бог вплел ту истину, что дети обычно становятся тем, чему их учат родители и какой пример им подают. Это действительно так, открываем мы перед ними Божье евангелие или учение сатаны и этого мира. Что они видят в жизни, тому и подражают. Поэтому родители должны прийти к порой пугающему осознанию, что их дети, скорее всего, станут такими, как они сами. Лучший показатель того, что творится у нас дома, — наши дети. Первая общеизвестная истина для родителей — “Яблоко от яблони недалеко падает”.

Дети не столько подражают нашим словам и делам, сколько нашей внутренней сущности. Главный вопрос, который мне нужно задать себе, обращен к самой сути жизни: “Положа руку на сердце, между Богом и мной, — что я собой представляю на самом деле?” Ответив на этот вопрос, я одновременно отвечаю и на следующий: “Что я произведу на свет?” Согласно Божьему замыслу, дети, скорее всего, будут такими, какой пример мы им подадим.

Бог дал родителям это влияние на жизнь детей, чтобы с его помощью они вели их к ответственной христианской жизни (Прит. 22:6; Еф. 6:1, 2). Это означает, что лучшее время для научения — в семье, когда дети ещё растут. Потом может быть слишком поздно. Когда дети каждый день видят Христа в жизни своих родителей, Он становится частью их мышления и образа жизни, возможно, до самой смерти.

Истинно и обратное. Когда дети изо дня в день видят духовное безразличие и греховность, они уподобляются тому окружению, которое воздействует на них. Иной ребенок может возвыситься над низменными нравами семьи, в которой он вынужден жить, или опуститься ниже того уровня духовности, который окружает его, но в основной своей массе дети становятся такими, какими их воспитали.

Мы глубоко сочувствуем мальчику, у которого отец негодяй. Он несчастен вдвойне. У него нет полноценного дома, ибо в нем отсутствует духовная составляющая счастливого детства, которую может дать только отец. Его взрослая жизнь будет трудной, так как ему придется жить без водительства, воспоминаний, поддержки и здравомыслия, которые могли бы быть в его жизни, если бы ещё в детстве между ним и отцом сформировались добрые отношения, являющиеся фундаментом для взрослой жизни. Мальчик без отца-христианина — печальная картина.

Нават, второй царь Израиля, родился в очень неблагоприятных условиях: его отец был религиозным грешником. Если у человека плохой отец и он становится похожим на него, то ничего хорошего ждать от него тоже не приходится. Это история жизни Навата в одном предложении. Его отец, Иеровоам, как мы видели, сделал одну вещь: он ввёл Израиль в грех. Нават процарствовал всего неполных два года, с 910 по 909 гг. до н.э. (3 Цар. 15:25), и на его коротком правлении оборвалась династия Иеровоама. Со смертью Навата царствование дома Иеровоама закончилось, как и пророчествовал Ахия (3 Цар. 15:29).

Когда Нават унаследовал престол отца, в южном царстве шел второй год царствования Асы (3 Цар. 15:25). Навату посвящены всего семь стихов, но и их вполне достаточно. Святой Дух не захотел тратить на его жизнеописание много слов — может быть, пожалел на него бумагу и чернила. О нем нечего было сказать, кроме разве того, что он пошел по стопам своего отца. Этого достаточно; этим всё сказано.

Кто-то заметил, что человек рождается оригиналом, а умирает копией. Большинство людей копиями становятся ещё в детстве. Они копируют своих родителей. Это правильно и хорошо, если у них благочестивые родители. А если нет, то это катастрофа. Как свойственно детям, Нават стал подобием своего отца. А поскольку его отец был большой человеческой ошибкой, то Нават оказался копией с плохого оригинала! А каков оригинал, такова и копия.

Смотрите, как всё это было, и плачьте!

ЕГО ОТНОШЕНИЕ К БОГУ

В своём отношении к Богу, как говорится в тексте, Нават пошёл по стопам отца:

«И делал он неугодное пред очами Господа, ходил путём отца своего и во грехах его, которыми тот ввёл Израиля в грех» (3 Цар. 15:26).

Фраза “во грехах его, которыми тот ввёл Израиля в грех” с небольшими вариациями повторяется в связи со всеми девятнадцатью правителями северного царства. Если считать Фамния, то в северном царстве было двадцать царей. Речь идёт о грехе использования центров поклонения золотому тельцу и всей религиозной системы, которую установил Иеровоам. Нават не был автором этого поклонения, но он продолжал поклоняться ложно и не положил этому конец. Бог счёл Навата ответственным за свои действия. В его силах было остановить лжепоклонение, но он этого не сделал. Эту ошибку совершил не только Нават, но и все цари после него. Бог всегда обличал их в этом грехе.

Как важно родителям сознавать, что впервые наши дети видят Бога через нас! Малыш на материнских руках не может читать Библию или самостоятельно узнавать о Боге; от родителей зависит, познают ли они Бога. Родители — как увеличительные стёкла, через которые малые дети должны смотреть, чтобы увидеть Бога. Наш взгляд на Бога становится взглядом наших детей в раннем детстве. Дети усваивают наше правильное или неправильное понимание Бога, а также то, что мы говорим о Нём и что делаем. Прежде чем увидеть Бога своим умом и сердцем, они видят Его через нас.

Позже, начиная мыслить самостоятельно, они начинают рассуждать, опираясь на то, что видели в нас и чему мы их учили о Боге. Постепенно сквозь экран того, как мы жили перед ними, что они видели в нас, что мы просили их прочитать и о чём подумать, в чём наставляли лично, начинает проступать их собственная вера и взрослая жизнь. Они будут жить своим умом и своей жизнью, но в первые четырнадцать или шестнадцать лет их жизни мы помогаем Богу формировать их разум и душу.

Мать Моисея имела счастливую возможность вскармливать и учить его около трёх лет, хотя он воспитывался в царских условиях во дворце фараона (Исх. 2:8). Возможно, они встречались и по другим случаям в течение многих лет, пока Моисей не стал совсем взрослым. Блеск, золото и величие Египта могли быть его, если бы он захотел этого. Он мог бы стать фараоном и править всем Египтом, но в сорокалетнем возрасте решил быть израильтянином и страдать вместе с израильским народом (Евр. 11:24-26). Этот выбор явно уходил своими корнями в то учение, в котором его наставила мать. Всё образование Египта — весьма мощное по своему влиянию — не могло стереть те уроки о Боге, которые Моисей получил в детстве.

Перед Наватом были престол и народ, которым нужно было управлять. Он достиг совершеннолетия. Он получит руководящую роль. История увековечит, как он будет жить, что делать и куда поведёт свой народ. Как он был приготовлен к этому моменту? Эта подготовка велась разными путями, но главное образование он получил, каждый день видя кино жизни через проектор, которым был его отец Иеровоам. Образ его мышления для руководства народом был заложен Иеровоамом. Следовать Навату этому пути или свернуть с него на другой? Данный им ответ донесён до нас Святым Духом, чтобы читатели Библии видели: он “ходил путём отца своего...” (3 Цар. 15:26).

Израиль нуждался не столько в освобождении от налогов, дополнительной территории и более многочисленной армии, сколько в праведном водительстве. Нават не видел этой нужды. Он был ослеплён жизнью своего отца. Важные вопросы жизни потеряли свою остроту, потому что Иеровоам передал ему своё представление о том, что важно. Когда произошла его встреча с судьбой, он встал на роковой путь, подражая своему отцу.

ЕГО ДЕЙСТВИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕЛОВЕКУ

Как Нават поступил с Даном, Вефилем и высотами, касалось его религиозной стороны, а что другие его дела? Вопрос интересный. Можно сказать, что в других областях он тоже последовал за папочкой. В Писаниях упоминается всего один случай из жизни Навата. Очевидно, его дела не стоили того, чтобы их рассказывать. Уберите праведность из жизни человека, будь он царь или землекоп, банкир или булочник, и мало что останется. Так было с Иеровоамом, и то же произошло с Наватом.

Об Иеровоаме написано мало, разве что о его участии в нескольких битвах (2 Пар. 13:19). Главный факт, на который обращается наше внимание, — тот, что Иеровоам установил собственную религию. Его сын пошел по его стопам. Единственное записанное деяние Навата во время его правления — осада Гавафона, города на территории Дана (3 Цар. 15:27). Левиты, которым он принадлежал, оставили его. Они переселились в южное царство, и с течением времени Гавафон снова заняли филистимляне. Это показывает, что истинные священники не одобряли золотых тельцов и новых мест поклонения. У них не было другой альтернативы, кроме как перебраться в южное царство, где они могли служить и поклоняться в соответствии с тем образцом, который дал им Бог. В это время Гавафон контролировали филистимляне, и Нават пытался вернуть его.

Итак, правление Навата было коротким и незначительным. Он повел народ неверным путем. Его царствование не имело особых заслуг, а имя его было забыто. Лишь немногие знатоки Библии вспомнят, что говорится о нем в Писаниях.

Когда мы умрем, о нас какое-то время ещё поговорят наши родственники, но скоро и они будут редко вспоминать наши имена. Мы уйдём с этой земли — не только физически, но полностью. Единственное утешение — понимание того, что богоугодная жизнь приводит в движение добрые дела, которые переживут нас и продолжат своё влияние на этот мир и после нашей смерти (Отк. 14:13). Человек же, который живёт здесь, противясь Божьей воле, будет забыт, и последствия его жизни будут проклятьем, а не благословением.

ЕГО НАСИЛЬСТВЕННАЯ СМЕРТЬ

Как закончилась жизнь Навата? Приготовьтесь. Когда человек живёт, как его отец, он, вероятнее всего, и умрёт, как его отец. На наших похоронах проповедует наш образ жизни.

Нават был никчёмным царём, и скоро его подчинённые совершили переворот. Вааса, военачальник Навата, организовал против него заговор, убил его и завладел царством. Чтобы никто из рода Иеровоама не стал претендовать на престол, Вааса быстро расправился со всем его домом. Так сбылось пророчество Ахии:

«Когда он воцарился, то избил весь дом Иеровоама, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его, по слову Господа, которое Он изрёк через раба Своего Ахию силомлянина, за грехи Иеровоама, которые он сам делал и которыми ввёл в грех Израиля, за оскорбление, которым он прогневал Господа, Бога Израилева» (3 Цар. 15:29, 30).

Ахия предсказал жене Иеровоама, что Бог восставит царя, который истребит дом Иеровоама (3 Цар. 14:12-16). Бог исполнил это пророчество через Ваасу.

В конце концов Иеровоам был осуждён, и Бог поразил его. В конце концов и Нават был осуждён, и Бог позволил Ваасе убить его. Зло всегда платит фальшивой монетой. Жизнь нечестивого человека — трагедия, но его смерть без покаяния — катастрофа!

Интересно отметить, что в 3 и 4 Царств Бог Своим Духом ведёт нас за кулисы и рассказывает, почему те или иные события произошли именно таким образом. Нам говорится, что Иеровоам не просто умер; это Бог поразил его. Навата не просто убили; это был Божий суд над его жизнью! Человек видит событие физическими глазами, но за этим событием может стоять Божье великое провидение, достигающее определённой цели или допускающее определённое событие. В этом мире мы должны ходить верой, уповая на то, что Бог благословит нас, когда сочтёт нужным. В вечности, может быть, нам будет позволено понять всё, что сделал для нас Бог и что мы не могли увидеть или понять при жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь Навата можно охарактеризовать одним точным предложением: “Он ходил путём своего отца” (см. 3 Цар. 15:26). Он обладал свободой воли. Он мог измениться, мог пойти в другом направлении, мог стать духовным лидером — но избрал путь своего отца. Перст истории пишет о его жизни, что он был копией с плохого оригинала.

Недавно я был в одном собрании, где у проповедника местной церкви отец тоже благовестник. У молодого проповедника много хороших качеств, которые проявились за короткое время, пока я был там, но одним из лучших комплиментов в его адрес была бы старая фраза “Ты совсем как твой отец!” Его отец был благовестником, и этот юноша тоже стал благовестником. Как отец, так и сын. Павел писал: “Будьте подражателями мне, как я Христу” (1 Кор. 11:1). В случае с Наватом худшее, что можно о нем сказать, — “Он совсем как его отец!” Это говорит о поражении отца и о его поражении. Пусть лучшее, что можно будет сказать о наших сыновьях, — что они совсем как их отцы, ибо это будет означать, что и отцы и сыновья достигли успеха!

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻