(3 Царств 11:26-39; 12:1—14:20)
История свидетельствует, что один человек часто устанавливает курс человеческих взаимоотношений — на добро или на зло, — будь то семьи, города или целые народы. “Это нечестно, — говорите вы. — Одному человеку нельзя давать такую огромную власть. Каждому должно быть позволено самому решать свою судьбу без вмешательства других”. Вы правы; такими нас сотворил Бог. И всё же люди и народы пассивно и бездумно уступают тенденциям, образу жизни и решениям находящихся у власти, не исследуя Божье Слово в поиске ответов и не принимая собственных решений. Как следствие, они часто становятся марионетками в руках своих вождей. Путь наименьшего сопротивления приводит к тому, что реки начинают петлять, а люди перестают повиноваться Богу. Если мы правильно не используем свободу выбора, которую дал нам Бог, то добровольно становимся рабами чужих планов и действий.
Израильтяне, наверное, поздравляли себя с выбором такого царя как Иеровоам. Ведь он обладал всеми качествами, которые необходимы хорошему царю, — талантом, харизмой, уверенностью и врожденным умением руководить. Для нового царства лучшего выбора не могло и быть! С молодым Иеровоамом их будущее казалось им блестящим и заманчивым. Так они думали.
Они и не догадывались, что Иеровоам, их гордость, заведёт их туда, откуда царству уже никогда не выбраться. Иеровоам процарствует двадцать два года (с 931 по 910 гг. до н.э.), но эти годы станут для Израиля роковыми.
Вместо блестящего успешного правителя, каким Иеровоам виделся людям, он оказался законченным неудачником. Единственное его “достижение", которым он запомнился в истории, — что он ввёл народ в грех. В этом смысле он был героем дьявола. Он представлял собой противоречие, оксюморон. (Стилистический оборот, состоящий в подчёркнутом соединении противоположностей, логически исключающих друг друга, например “сладкая скорбь"). Он был религиозным грешником. Обычно считается, что верующий человек не может быть грешником, а грешник не может быть верующим. Однако Иеровоам был и тем и другим, и именно это делало его жизнь такой отвратительной пред Богом. Двадцать пять раз об Иеровоаме говорится, что он согрешил и ввёл Израиль в грех. Какая страшная эпитафия, подводящая итог жизни человека!
Какой же конкретно грех совершил Иеровоам? Что такого он сделал? Почему был таким полным неудачником?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХА
Прежде чем ответить на этот вопрос, наверное, будет полезно поделить грех на две большие категории: грехи нравственные и грехи религиозные. Нигде в Библии такого разграничения нет. Сейчас мы пытаемся сделать это лишь для того, чтобы прояснить тот грех, в котором был повинен Иеровоам.
Нравственные грехи — это те поступки, которые являются неправильными потому, что наносят вред другим или нам самим. Они считаются вредными не потому, что запретны; они запретны потому, что вредны. Бог, наш любящий Отец, для нашего же блага запретил отношения и действия, которые губительно влияют на разум и совесть, тело и личность человека. Наша ограниченная логика, когда мы рассуждаем отвлеченно, подводит нас к выводу, что всё, что вредит человеку или делает его хуже, должно считаться грехом.
Религиозные грехи — это те поступки, которые являются неправильными потому, что нарушают ясные Божьи заповеди. Они запретны не потому, что вредны; они вредны, потому что запретны. Бог всевластен, и Он говорит нам, как Ему должно поклоняться, как служить и как Его представлять. Он может не всегда объяснять Свои повеления, но требует, чтобы мы повиновались Ему. Например, в Лев. 10 Он сказал Надаву и Авиуду, какой огонь использовать во время их служения в скинии. Они знали Его закон, но не приняли его во внимание, пренебрегли, отвергли. То, что они не исполнили Его указания, привело к трагическому исходу.
«Надав и Авиуд, сыновья Аарона, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господом огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжёг их, и умерли они пред лицом Господа» (Лев. 10:1, 2).
Надав и Авиуд не были повинны в убийстве, краже или сплетнях — грехах, которые обычно считаются нравственными. Они просто проигнорировали Божьи повеления. Они отвергли Его указания. Они отмахнулись от Его требований. Они совершили религиозный грех, не нравственный. “Что плохого в том, что они хотели использовать не тот огонь, который заповедал Бог? — могут спросить некоторые. — Ведь они никому не причинили никакого вреда. Это было невинное новшество, небольшое изменение, новый стиль”. Их действия затронули гораздо более глубокую область, нежели вопросы мнения и суждения. Они отвергли Божью волю — вот в чем состоял их грех. Они проявили неповиновение. Они поставили себя на место Бога. Своими действиями они сказали: “Мы сами решим, как поклоняться Богу”.
Итак, разница между религиозным и нравственным грехом очевидна. За запретом нравственного греха стоит требование не причинять вреда другим или себе самому; за запретом религиозного греха стоит требование уважать и слушаться Бога.
Страшная ошибка Иеровоама была не нравственной, а религиозной. Он не убивал невинных людей, как Манассия (4 Цар. 21:16), не совершил прелюбодеяния, как Давид (2 Цар. 11:1-5), и не нарушал обещаний, как Саул (1 Цар. 15:17-22). Но он отверг закон Моисея; он написал собственные религиозные законы и заставил народ исполнять их.
ОПИСАНИЕ ГРЕХА
Весьма скоро после своего восшествия на престол Иеровоам пренебрег данным ему предупреждением и с головой окунулся в религиозное неповиновение. Прежде всего он учредил новые центры поклонения в Вефиле и Дане. Вефиль был в десяти километрах от Иерусалима, в южной части Израиля, а Дан — на самом севере Палестины.
«...И сказал народу: “Не нужно вам ходить в Иерусалим...” ...И поставил одного в Вефиле, а в другого в Дане» (3 Цар. 12:28, 29).
Когда царство раскололось, Иерусалим, библейское место поклонения, остался в южном царстве. Три раза в год Божий народ должен был ходить в Иерусалим поклоняться Богу (Исх. 23:17). Поэтому Иеровоаму пришлось спросить себя: “Позволять ли людям ходить на поклонение в Иерусалим? Если они пойдут поклоняться в Иерусалим, то могут там и остаться. Так я могу потерять своё царство”. Как он решит эту проблему? Призовёт людей ходить в Иерусалим в послушание Богу или нарушит Божий закон и создаст новую систему поклонения, которая бы не требовала, чтобы люди ходили в Иерусалим? Это было важное решение. Оно касалось целого народа. Правильное решение требовало честности, убеждённости и мужества. Но полностью вышедший из повиновения Богу Иеровоам устроил новые центры поклонения под тем предлогом, что слишком далеко — слишком хлопотно — ходить в Иерусалим на поклонение Богу.
Иеровоам пошёл ещё дальше и установил новые объекты поклонения — золотых тельцов.
«И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: “...вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской”» (3 Цар. 12:28).
Для верного поклонника Яхве это был немыслимый поступок. Иеровоам и Израиль должны были бы догадаться, что так поступать нельзя, потому что подобное уже было у подножья Синайской горы, когда под водительством Аарона народ сделал золотого тельца и поклонялся ему (Исх. 32:1-6). Не успел Моисей сойти с Синая с Десятью заповедями, как Израиль уже нарушил некоторые из них. Возможно, Иеровоам хотел, чтобы эти тельцы служили зримыми символами, а не подменой поклонения Богу. Но даже если так, изготовление подобных тельцов было совершенно неправомочно и нарушало вторую заповедь Десятисловия.
Но на этом нововведения Иеровоама не закончились. Он столкнулся с проблемой жертвенника. Со времен Ноя, Авраама и Моисея в сознании людей укоренилось представление о необходимости жертвоприношений. Израиль наверняка настаивал бы на принесении жертв Богу. Если бы Иеровоам воздвиг новые центры поклонения и не построил бы новых жертвенников, израильтяне были бы недовольны; они бы всё равно захотели пойти в Иерусалим, чтобы там принести свои жертвы.
Усложняло дело и то, что Бог выбрал Иерусалим местом жертвоприношений для всего Израиля. Сооружение новых жертвенников было бы прямым неповиновением Богу. Перед Иеровоамом встал выбор: построить новые жертвенники и ослушаться Бога или отказаться от новых жертвенников и пойти на риск, что люди отправятся в Иерусалим, чтобы совершить жертвоприношения, да так и останутся в Иудее. И что же он сделал? Он решил построить новые жертвенники. Его новые центры поклонения, как мы увидим позже, были полностью оснащены — имели всё, что было в Иерусалиме, даже новые жертвенники. “И принёс жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле...” (3 Цар. 12:33). В своей религии он зашёл слишком далеко, чтобы поворотить назад; он построил новые жертвенники в нарушение Божьей воли. Один грех повлёк за собой другой.
В-четвёртых, Иеровоам установил новое, своё, священство. “И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных” (3 Цар. 12:31). Бог повелел, чтобы священниками служили только левиты из рода Аарона (2 Пар. 13:10). Иеровоам столкнулся бы с трудностями, если бы захотел найти истинных священников для служения в новых центрах поклонения. С какой стати им было идти на это? Если они почитали Божье Слово, они бы в ужасе содрогнулись при мысли об участии в таком вопиющем грехе (2 Пар. 13:9). Поэтому Иеровоам установил свой класс священников, взяв из одиннадцати колен мужчин, которые пошли бы на сделку с царём, какой бы греховной она ни была.
В-пятых, он установил новый ежегодный праздник и изменил религиозный календарь.
«И принёс жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле, в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно назначил; и установил праздник для сынов Израилевых, и подошёл к жертвеннику, чтобы совершить курение» (3 Цар. 12:33).
Закон Моисея отделял седьмой месяц, делая его важной частью религиозного года: первый день был праздником труб (Лев. 23:23-25), десятый был Днем очищения (Лев. 23:27), а с пятнадцатого по двадцать второй день наступал праздник Поставления кущей (Лев. 23:33-36). Иеровоам просто передвинул религиозный календарь на один месяц вперёд, на пятнадцатый день восьмого месяца. Библия говорит, что это был месяц, “который он произвольно назначил” (3 Цар. 12:33).
Результатом всех этих изменений и преобразований стала религия Иеровоама, а не Бога. Иеровоам не искал Божьей воли; он всё делал, как сам хотел. Он полностью дискредитировал себя как вождь народа. Он должен был быть представителем Бога и следить за тем, чтобы люди исполняли Божью волю, — а стал полубогом, заставлявшим народ следовать своей собственной воле.
Сатана, по большому счёту, не пытается уничтожить религию; он стремится убедить людей принять человеческие подделки под религию Бога. Иеровоам внушал симпатию, казался рассудительным и явно практичным человеком. Только одно в его действиях было неправильно — Божью волю он подменял своей!
ОСУЖДЕНИЕ ГРЕХА
Господь ясно и однозначно осудил грех Иеровоама, состоявший в том, что тот изобрёл собственную религию и заставил народ следовать ей. Более того, в трёх последовавших драматических эпизодах Господь показал, что Его Слову необходимо повиноваться.
Публичное обличение
В пятнадцатый день восьмого месяца Иеровоам отправился в Вефиль, чтобы провести установленный им самим праздник. Проявив бесстыдное неповиновение, непочтение и дерзость, он подошёл к новому жертвеннику, чтобы совершить курение (3 Цар. 12:33). К его удивлению, из толпы вышел Божий человек, суровый пророк Иудеи, и произнес обвинительный приговор. Среди собравшихся и служителей наступила мертвая тишина, когда пророк осуждающим перстом указал на жертвенник и торжественно изрек Божье проклятье:
«Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: “Вот родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесёт на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжёт на тебе”» (3 Цар. 13:2).
Жертвенник Иеровоама станет местом, где однажды сгорят кости лжесвященников, совершавших на нем жертвоприношения. В этом пророчестве прозвучало имя Иосии. Поэтому мы называем его “именным пророчеством” — пророчеством, в котором предсказывается точное имя конкретного человека, во время царствования которого жертвенник будет осквернен. Это пророчество исполнилось спустя триста лет, при царе Иосии (4 Цар. 23:20). Пророк дал знамение, сказав: “Вот знамение того, что это изрек Господь: «Вот этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется»” (3 Цар. 13:3). Подлинность пророчества должна быть подтверждена. Доказательство не заставило себя долго ждать.
Иеровоам поднял руку и сказал стоявшим вокруг: "Возьмите его". Но протянутая рука застыла, “одеревенела" (3 Цар. 13:4) в знак свидетельства, что пророк — от Бога, что он сказал истину и что Иеровоама обличает Бог. Жертвенник тут же раскололся, и пепел рассыпался. Пораженный Божьей карающей силой, Иеровоам стал молить об исцелении своего паралича. В знак демонстрации Божьей чудесной милости пророк попросил Бога, чтобы его рука стала, как прежде. Просьба была исполнена (3 Цар. 13:6). Бог всегда дает второй шанс. Обстоятельства предоставили Иеровоаму возможность покаяться. “Почти обратившийся” Иеровоам пригласил пророка к себе во дворец пообедать и отдохнуть. Пророк ответил, что ему не велено есть ни с кем в городе и заповедано не возвращаться той дорогой, которой он пришел. Может ли такое быть — пророк отказался обедать с царем! Иеровоам, несомненно, подумал о своем непослушании, но к праведному решению склонялся недолго. Обличение пророка было лишь первым Божьим осуждением религиозного греха Иеровоама.
Смерть пророка
Второе осуждение пришло в тот же день через некоторое время. Пророк из Иудеи был обманут пророком-старцем. Он нарушил данное ему божественное повеление, ел со старцем и был убит львом (3 Цар. 13:23-26). Причиной смерти стала вроде бы незначительная ошибка. Его нашли мертвым на дороге возле стоявших рядом осла и льва, который растерзал его. Этим была возвещена истина: Божьему Слову нужно повиноваться. Даже пророк не исключение и должен повиноваться Божьей воле. Бог однозначно дает понять, что пренебрегать Его указаниями нельзя. Смерть пророка была “наглядным уроком по неповиновению" как для Иеровоама, так и для всех остальных. Нам не сказано, какое воздействие на Иеровоама оказала смерть пророка.
Страшное горе
И вот пришло третье осуждение. У Иеровоама был сын (3 Цар. 14:1-20). В то время как у Илия — праведного человека — были нечестивые сыновья (1 Цар. 2:11-17), у Иеровоама — нечестивого отца — был благочестивый сын. Звали его Авия. Однажды мальчик смертельно заболел. Иеровоам с женой не знали, останется он жить или умрет. Они страшно боялись за него. В отчаянии Иеровоам попросил жену переодеться, чтобы никто не узнал её, пойти к пророку Ахии, которого Иеровоам ненавидел, и спросить, что ждет их больного сына. Она переоделась и пошла к пророку, взяв с собой десять хлебов, несколько лепешек и кувшин меду. Ахия жил в Силоме и был таким старым, что уже не мог видеть. Когда жена Иеровоама подходила, Ахия получил откровение, из которого узнал, кто пришел и что надо говорить. И он сказал: “Войди, жена Иеровоама; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе” (3 Цар. 14:6). Она, вся дрожа, робко вошла и услышала, что дитя умрет, как только она вернется домой. Смерть ребенка не была проявлением суда. Суд состоялся позже. Его смерть была актом милосердия: “...он один у Иеровоама войдёт в гробницу, так как в нём из дома Иеровоама нашлось нечто доброе перед Господом, Богом Израилевым” (3 Цар. 14:13).
Джон Уитком пишет:
«Бог почтил этого отрока тем, что позволил ему умереть от болезни и быть погребённым в могиле! ...Царскую семью ждал такой страшный суд (3 Цар. 14:10, 11), что избежать его, умерев в постели, было великим благословением».
Жене Иеровоама было также сказано, что Бог восставит царя, который истребит дом Иеровоама, и все члены его семьи мужского пола умрут насильственной смертью. Таков был Божий суд над Иеровоамом. Своё предсказание суда Ахия завершил первым пророчеством об Ассирийском пленении (13 Цар. 4:15, 16). Иеровоам поставил свой народ на путь греха, с которого они так никогда и не сойдут, поэтому во время правления первого царя Бог объявил, что однажды поразит народ за этот грех.
“И поразит Господь Израиля, и будет он, как тростник, колеблемый в воде, и извергнет израильтян из этой доброй земли, которую дал отцам их, и развеет их за реку, за то что они сделали у себя идолов, раздражая Господа; и предаст Господь Израиля за грехи Иеровоама, которые он сам сделал и которыми ввёл в грех Израиля” (3 Цар. 14:15, 16).
За соучастие в грехе Иеровоама этой женщине были даны точные указания о времени смерти ребенка.
“Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя вступит в город, умрёт дитя; и оплачут его все израильтяне, и похоронят его, ибо он один у Иеровоама войдёт в гробницу, так как в нём из дома Иеровоама нашлось нечто доброе перед Господом, Богом Израилевым” (3 Цар. 14:12-14).
Можете себе представить, что творилось в душе этой женщины? Она знала, что, когда она вернется домой, её дитя умрёт. Она наверняка пыталась найти способ, как прийти домой и спасти жизнь своему сыну. Но такого способа не было. В голове проносились путаные мысли, что делать. В конце концов она побрела домой, чтобы предстать перед неизбежностью Божьего суда. Его суды несомненны и неотвратимы; никто не может отменить их, даже мать. Когда она пришла домой, её сын умер. Какой ещё ясности ждать от Бога? Трижды Он объявил суд над грехом Иеровоама. И что же Иеровоам, всё понял и покаялся? Нет. Он так и не свернул со своих греховных путей.
В связи с грехом Иеровоама нам говорится о последнем осуждении — смерти Иеровоама. Бог ожидает, что мы будем слушать Его предупреждения. В конце концов, у нас уже не будет возможности служить Ему или покаяться в своих ошибках. Святой Дух проводит нас за кулисы и показывает, как умер Иеровоам: “...поразил его Господь, и он умер” (2 Пар. 13:20). Смерть Иеровоама не была естественной. Его двадцатидвухлетнее правление завершилось, когда Бог опустил на него Свою карающую руку и поразил смертью. Его царствование закончилось так же, как и началось, — неповиновением Богу. Иеровоам так и не покаялся. Он потратил свою жизнь на то, чтобы заставить народ принять заблуждение, уверовать в заблуждение и жить по заблуждению, а не по Божьей истине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть ли в этих событиях уроки для нас? Несомненно. Эти божественные повествования заявляют: “Бог требует послушания!” Разве можно, посмотрев на Иеровоама, его эгоистичный подход к Богу и жизни, не убедиться в том, что непослушание ни к чему хорошему не приводит? Иеровоам напоминает нам слова нашего Господа из Мф. 7:22, 23:
«Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”».
Просто религиозности недостаточно! Иеровоам был религиозен, но это была лжерелигия. Если бы одной религиозности было достаточно, чтобы угодить Богу, то Иеровоам получил бы Божье одобрение. Бог не хочет, чтобы вы имели какую-нибудь религию; Он хочет, чтобы вы имели Его религию. Этот урок Иеровоам так и не усвоил. Он прожил царскую жизнь, но остался при этом религиозным грешником.
Вы можете сказать: “Удивительно, почему Иеровоам не покаялся. Он был публично обличён за свой грех. Пророк, который предупредил его, умер, потому что ослушался Бога. Умер благочестивый сын Иеровоама. Иеровоаму было сказано, что за его грех все члены его семьи мужского пола умрут насильственной смертью. Его обличил южный царь Авия за грех ещё до их междоусобного конфликта (2 Пар. 13:4-12), и всё же он не покаялся. Он так и не принял к сердцу Божье обличение. Поразительно”.
Остановитесь и подумайте. Разве это более поразительно, чем то, что мы видим сегодня? В Новом Завете Бог указал, как мы должны жить перед Ним и поклоняться Ему, и всё равно возникают многочисленные деноминации, ни одной из которых нет в Новом Завете. Бог сказал нам, что мы должны прийти к Нему, уверовав (Ин. 8:24), покаявшись (Лк. 13:3), исповедав Иисуса (Рим. 10:10) и крестившись в Христа (Рим. 6:3); тем не менее, объявляются современные Иеровоамы с собственными планами прихода к Богу. Разве Бог не велел, чтобы наше поклонение Ему состояло из изучения Его Слова (Деян. 17:11), пения (Еф. 5:19), молитв (1 Фес. 5:17), вкушения Господней вечери каждый Господний день (Деян. 20:7; 1 Кор. 11:20, 21) и пожертвований в первый день недели по своему достатку (1 Кор. 16:1, 2)? Однако человек изменяет Божью религию, подгоняя её под свои предпочтения.
Что случилось со смиренным послушанием? Научимся мы повиноваться или же станем Иеровоамами XXI века?
Всегда помните: человеческая религия отвергается Богом и должна быть отвергнута людьми.