Итак, про пять иностранных «боевиков», за которые почти 100 лет назад в сатирическом журнале «Крокодил» «пропесочили» советский кинопрокат, я уже рассказал. Информацию находить о них очень трудно, ведь кроме названий тех фильмов и примерной даты их выхода на экран, изначально неизвестно ничего. Но, кое-что любопытное выяснить удалось. Например, что как минимум 2 из 5 были причислены к «германским боевым картинам» совершенно напрасно, ведь сняли их во Франции. Или, что один из фильмов вполне можно было считать «пролетарским», благодаря сюжету, в котором богачу-эксплуататору мстит за гибель брата молодая сицилийка.
Посмотрим, что у меня получится выяснить про остальные 5 немых картин, упомянутых в крокодильской карикатуре.
Пять боевиков
«Авантюристка из Монте-Карло» / Die Abenteuerin von Monte Carlo
Это не просто фильм, а целый киносериал из 3-х частей, имеющих подзаголовки «Любовница шаха», «Марокканские ночи» и «Преступление Стенлея». Все три части были закуплены для показа в кинотеатрах РСФСР в 1922-м году. А сняли 3 фильма годом ранее, то есть, для тех лет это был настоящий свежачок.
Интересно, что главную роль в «Авантюристке из Монте-Карло» сыграла всё та же Эллен Рихтер – немецкая актриса, звезда европейского немого кино, которую я дважды упоминал в первой части этого небольшого расследования. Ни одна из серий этого приключенческого киносериала, похоже не сохранилась. Но вот советскую афишу к 3-ей части можно даже купить на аукционе. Правда, просят за неё немалые деньги.
«Тайна Сфинкса» / Das Rätsel der Sphinx
Наверняка карикатурист имел в виду этот немецкий приключенческий фильм 1921-го года. Снял его уже известный нам по прошлой порции «германских боевых лент» режиссёр Адольф Гартнер.
Основное действие фильма разворачивалось, естественно, в Египте, а сюжет содержал все необходимые для подобного рода кинокартин элементы — мумий, пирамиды, коварного жреца и молодого европейского учёного. Тогда они ещё не превратились в штампы и можно себе представить, с каким изумлением зрители следили за похождениями Перси Грея, который приехал в Египет на поиски сокровищ, а находит, помимо них, любовь знойной бразильянки Хауниту. Хуаниту, кстати, сыграла всё та же Эллен Рихтер.
«10 миллиардов вольт» / 10 Millionen Volt
И снова Эллен Рихтер! Немецкий хит-мейкер Адольф Гартнер вновь занял любимую свою актрису в главной роли очередного своего приключенческого фильма. Судя по всему, из киноленты не сохранилось ни единого кадра, и теперь даже сюжет её неизвестен.
«Карнавал жизни и смерти»
Фильм под таким названием я не смог найти ни в одной из киноэнциклопедий. Этому можно дать лишь два объяснения. Либо он был утрачен давно и даже память о нём полностью стёрта. Либо, что вероятнее, для советского кинопроката название сильно изменили, так что теперь остаётся только гадать, что за фильм это мог быть. Итальянская «Карнавальщица» режиссёра Амлето Палерми с Лидой Борелли в главной роли? А, может, вообще «Усталая смерть» киногения Фрица Ланга?
«Продавцы душ»
Та же самая история с последним фильмом, упомянутым в крокодильской карикатуре. В оригинале импортная кинокартина называлась как-то иначе, и только для советского проката получила такое наименование. Да и то, в «Крокодиле» с названием явно переврали! Во время поисков удалось установить, что на самом деле в советских кинотеатрах тех лет шёл фильм «Продавец душ», карикатурист же этого странного торговца «мультиплицировал» до множественного числа.
Итак, как видите, ничего особо страшного, за что можно было бы бить морды (как это делает зубастая рептилия с карикатуры), советские кинопрокатчики за рубежом не закупали. Наоборот, старались познакомить народ со свежими и модными новинками европейского кино. Но даже такие невинные фильмы воспринимались «буржуазным пережитком». За то кинопрокатчикам и доставалось «на орехи» во все периоды существования СССР. Например, гораздо позже, когда сквозь железный занавес проникали совсем уж редкие образцы кино капстран, кинокритика и сатира бурчала на то, что вкус советского народа портят всякими там «профессионалами» и «невезучими». Да и сейчас, хоть СССР уже нет, мало, что в этом отношении изменилось.