Найти тему
КиноРаритет

Ещё 5 «буржуйских» фильмов, которые прогневали советского карикатуриста столетие назад. Часть 2

Оглавление

Итак, про пять иностранных «боевиков», за которые почти 100 лет назад в сатирическом журнале «Крокодил» «пропесочили» советский кинопрокат, я уже рассказал. Информацию находить о них очень трудно, ведь кроме названий тех фильмов и примерной даты их выхода на экран, изначально неизвестно ничего. Но, кое-что любопытное выяснить удалось. Например, что как минимум 2 из 5 были причислены к «германским боевым картинам» совершенно напрасно, ведь сняли их во Франции. Или, что один из фильмов вполне можно было считать «пролетарским», благодаря сюжету, в котором богачу-эксплуататору мстит за гибель брата молодая сицилийка.

Посмотрим, что у меня получится выяснить про остальные 5 немых картин, упомянутых в крокодильской карикатуре.

Пять боевиков

«Авантюристка из Монте-Карло» / Die Abenteuerin von Monte Carlo

Это не просто фильм, а целый киносериал из 3-х частей, имеющих подзаголовки «Любовница шаха», «Марокканские ночи» и «Преступление Стенлея». Все три части были закуплены для показа в кинотеатрах РСФСР в 1922-м году. А сняли 3 фильма годом ранее, то есть, для тех лет это был настоящий свежачок.

За эту старую афишу третьей серии «Авантюристки из Монте-Карло» аукционный дом ЛитФонд требует больше 40 000 рублей!
За эту старую афишу третьей серии «Авантюристки из Монте-Карло» аукционный дом ЛитФонд требует больше 40 000 рублей!

Интересно, что главную роль в «Авантюристке из Монте-Карло» сыграла всё та же Эллен Рихтер – немецкая актриса, звезда европейского немого кино, которую я дважды упоминал в первой части этого небольшого расследования. Ни одна из серий этого приключенческого киносериала, похоже не сохранилась. Но вот советскую афишу к 3-ей части можно даже купить на аукционе. Правда, просят за неё немалые деньги.

«Тайна Сфинкса» / Das Rätsel der Sphinx

Наверняка карикатурист имел в виду этот немецкий приключенческий фильм 1921-го года. Снял его уже известный нам по прошлой порции «германских боевых лент» режиссёр Адольф Гартнер.

Мумии, жрецы и сокровища пирамид волнуют читателей и кинозрителей не первое столетие; здесь - фрагмент обложки книги «Сфинкс»1895-го года!
Мумии, жрецы и сокровища пирамид волнуют читателей и кинозрителей не первое столетие; здесь - фрагмент обложки книги «Сфинкс»1895-го года!

Основное действие фильма разворачивалось, естественно, в Египте, а сюжет содержал все необходимые для подобного рода кинокартин элементы — мумий, пирамиды, коварного жреца и молодого европейского учёного. Тогда они ещё не превратились в штампы и можно себе представить, с каким изумлением зрители следили за похождениями Перси Грея, который приехал в Египет на поиски сокровищ, а находит, помимо них, любовь знойной бразильянки Хауниту. Хуаниту, кстати, сыграла всё та же Эллен Рихтер.

«10 миллиардов вольт» / 10 Millionen Volt

И снова Эллен Рихтер! Немецкий хит-мейкер Адольф Гартнер вновь занял любимую свою актрису в главной роли очередного своего приключенческого фильма. Судя по всему, из киноленты не сохранилось ни единого кадра, и теперь даже сюжет её неизвестен.

Звезда немецкого немого кино Эллен Рихтер появлялась минимум в пяти из десяти фильмов, которые разгневали карикатуриста журнала «Крокодил».
Звезда немецкого немого кино Эллен Рихтер появлялась минимум в пяти из десяти фильмов, которые разгневали карикатуриста журнала «Крокодил».

«Карнавал жизни и смерти»

Фильм под таким названием я не смог найти ни в одной из киноэнциклопедий. Этому можно дать лишь два объяснения. Либо он был утрачен давно и даже память о нём полностью стёрта. Либо, что вероятнее, для советского кинопроката название сильно изменили, так что теперь остаётся только гадать, что за фильм это мог быть. Итальянская «Карнавальщица» режиссёра Амлето Палерми с Лидой Борелли в главной роли? А, может, вообще «Усталая смерть» киногения Фрица Ланга?

«Продавцы душ»

Та же самая история с последним фильмом, упомянутым в крокодильской карикатуре. В оригинале импортная кинокартина называлась как-то иначе, и только для советского проката получила такое наименование. Да и то, в «Крокодиле» с названием явно переврали! Во время поисков удалось установить, что на самом деле в советских кинотеатрах тех лет шёл фильм «Продавец душ», карикатурист же этого странного торговца «мультиплицировал» до множественного числа.

Страница из журнала «Театр и Музыка» доказывает, что не найденные мной фильмы действительно шли на экранах советских кинотеатров.
Страница из журнала «Театр и Музыка» доказывает, что не найденные мной фильмы действительно шли на экранах советских кинотеатров.

Итак, как видите, ничего особо страшного, за что можно было бы бить морды (как это делает зубастая рептилия с карикатуры), советские кинопрокатчики за рубежом не закупали. Наоборот, старались познакомить народ со свежими и модными новинками европейского кино. Но даже такие невинные фильмы воспринимались «буржуазным пережитком». За то кинопрокатчикам и доставалось «на орехи» во все периоды существования СССР. Например, гораздо позже, когда сквозь железный занавес проникали совсем уж редкие образцы кино капстран, кинокритика и сатира бурчала на то, что вкус советского народа портят всякими там «профессионалами» и «невезучими». Да и сейчас, хоть СССР уже нет, мало, что в этом отношении изменилось.